Университет поможет Южному Уралу

Мнение «лидера России»

О том, как Южно-Уральский государственный университет может повлиять на развитие Челябинской области и всего Южного Урала в целом, мы поговорили с нашим земляком, профессором Высшей школы экономики, членом Наблюдательного совета ЮУрГУ, одним из победителей конкурса «Лидеры России. Политика» Станиславом Наумовым.

По мнению Станислава Александровича, университет может сделать существенный вклад в создание устойчивой базы для развития не только области и Южного Урала, но и сопредельных макрорегионов. В первую очередь речь идет об аналитических исследованиях и прогнозах на тенденции в развитии разного рода процессов, происходящих в экономике. При проведении таких исследований, считает он, важно учитывать опыт других городов, регионов и предприятий, в том числе и зарубежных:

«В мировой экономической практике так устроено, что если вы столкнулись с какой-то проблемой и не понимаете, что будет завтра с городом или предприятием, вы смотрите, как аналогичные предприятия в похожих городах сумели найти новое место в новых экономических условиях, и на основе этого корректируете свои планы развития. Речь идет о том, чтобы скорректировать не только планы, связанные с выпуском труб, тонн стали или проката. Мы сейчас говорим о взаимосвязи между процессами модернизации промышленности Южного Урала и процессами модернизации образования: университет должен спрогнозировать потребности экономики на ближайшие годы и указать работодателям и партнерам, в каких именно направлениях он будет развиваться».

Наумов считает, что необходимо выстраивать трехсторонний диалог между вузами, бизнесом и абитуриентами, при котором бизнес с помощью исследований вузов мог бы прогнозировать свои кадровые потребности на несколько лет вперед, вузы — выстраивать образовательные программы и определять число людей, принимаемых на ту или иную программу, с учетом этих потребностей, а абитуриенты, имея доступ ко всей этой информации, выбирать специальности, в которых они точно будут востребованы по окончании обучения. Такой диалог был бы выгоден не только для его участников, но и для развития общества и экономики региона.

Станислав Наумов отмечает, что с развитием науки и технологий растет и конкуренция между вузами, к которой ЮУрГУ готов. У вуза уже сейчас есть два серьезных преимущества, которые способны заинтересовать студентов:

«Первой сквозной идеей для всех наших программ подготовки является то, что мы готовим не просто профессионалов и специалистов — мы готовим лидеров, которые придут по окончании университета в конкретный бизнес-проект. Лидер — это же не табличка, это определенные качества: быть инициативным, быть предприимчивым, быть энергичным. Это особенность нашей стратегии. Мы действительно формируем программу развития человеческого капитала. Вторая сквозная идея — те исследования, которые сегодня делаются в наших лабораториях нашими учеными. У них есть конкретные заказчики — крупный бизнес, муниципалитеты, региональные центры компетенций и т. д. Все, кому необходимы наши исследования, технологии, новые материалы и продукты. Думаю, для человека, который хочет состояться в жизни, в нашем университете есть все условия: с одной стороны, его научат быть лидером в том деле, которое он освоил как профессионал, а то, что он будет делать вместе со своей командой, является востребованным здесь и сейчас. Это дает осознание, что ты не просто работаешь — ты нужен, твоя работа приносит пользу тому месту, где ты родился, где ты вырос и собираешься дальше жить и работать».

Еще одно направление работы, которым сейчас активно занимаются в ЮурГУ, — построение цифрового университета. Станислав Наумов подчеркивает, что это не только и не столько «университет на диване», некая совокупность онлайн-курсов, позволяющих учиться не выходя из дома, как думают многие. На самом деле это понятие значительно глубже и многограннее:

«Цифровой университет — это совершенно другие способы взаимодействия университета со своими студентами. Они не такие эпизодические, где есть какая-то дистанция, где до звонка ты свободный человек, от звонка до звонка — сиди, не шевелись, а после звонка иди куда хочешь, главное — приди на экзамен. Нет, это совершенно другая система; в первую очередь другая система не занятий во время лекций и семинаров, а другая структура отношений между лекциями и семинарами, более интенсивная. За что все любят Стэнфордский университет и признают его в качестве одного из ведущих образовательных и инновационных центров? Там каждый квадратный метр является территорией, где возможна коммуникация, где возможно взаимодействие студентов с преподавателями и экспертами. Это место, которое позволяет тебе за эти четыре года учебы получить совершенно другое количество и качество взаимодействий. Цифровой университет — это история, когда мы продолжаем взаимодействовать со своими выпускниками, помогаем им расти как ученым и практикующим специалистам. Такая трансляция знаний онлайн, когда нам нужно для какой-то нашей исследовательской задачи получить экспертизу от кого-то из наших выпускников, а сейчас уже коллег, или, наоборот, кому-то из них требуется наша помощь. Это своего рода онлайн-коллаборация с неограниченным числом участников и неограниченными возможностями для каждого из них».

Разумеется, это не все направления развития, которые разрабатываются в Южно-Уральском госуниверситете. Станислав Наумов рассказал, что их в разы больше, есть много идей и проектов. Некоторыми своими идеями он поделился с участниками конкурса «Лидеры России. Политика», в котором победил в прошлом году. И эти идеи были оценены весьма позитивно, многие из них будут воплощены. Кроме того, участники конкурса из других субъектов РФ заинтересовались возможностью перенять опыт ЮУрГУ в части уже реализованных проектов и повторить их у себя в регионах.

На правах рекламы