1:10 в пути

Дмитрий Медведев подписал указ о строительстве высокоскоростной ж/д магистрали Челябинск — Екатеринбург

14-го мая стало известно, что премьер-министр страны Дмитрий Медведев подписал документ о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Челябинск — Екатеринбург. Когда проект реализуют, поездка между двумя уральскими городами будет занимать чуть более одного часа.

По информации с сайта регионального правительства, длина трассы составит 218 километров. В Челябинской области она пройдет через Челябинск; Каслинский, Сосновский, Кунашакский и Красноармейский районы; в Свердловской области — через Екатеринбург, Белоярский, Арамильский и Сысертский городские округа. Также планируется строительство депо для высокоскоростного подвижного состава и создание четырех промежуточных станций и вокзальных комплексов: это аэропорт Баландино, Снежинск, Сысерть и аэропорт Кольцово.

Проектирование объекта должно завершиться в 2019-м году, строительство трассы — в 2024-м. Общая стоимость проекта по предварительным данным составит около 360 млрд рублей.

Как и в случае со строительством объектов к саммитам стран ШОС и БРИКС (например, набережной реки Миасс в центре города или конгресс-холла у цирка), проект ВСМ будет реализован на основе государственно-частного партнерства. Инвестиции частников вернутся им на этапе эксплуатации магистрали.

Как уже сообщало наше издание, в феврале 2018-го года членом хозяйственного партнерства «Уральская Скоростная Магистраль» (УСМ) стала «Русская медная компания». РМК принадлежит 20% капитала УСМ. В октябре 2017-го года такую же долю в капитале получило ПАО «Челябинский трубопрокатный завод». Остальные участники партнерства — министерство имущества Челябинской области, ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» и «РВМ высокоскоростные магистрали» (дочерняя компания инвестиционной группы «РВМ КАПИТАЛ», которая будет проводить редевелопмент челябинской набережной).

Для правительства региона такое партнерство крайне выгодно, потому что реализовать столь масштабный проект за счет одних только бюджетных средств в краткосрочной перспективе невозможно. Как комментирует директор Челябинского филиала РАНХиГС, доктор политических наук, профессор Сергей Зырянов, в будущем просматривается включение отрезка ВСМ Челябинск — Екатеринбург в более длинную цепочку, тогда эффективность использования магистрали повысится. Но пока это только предположения. «Окупаемость проекта проблемная», — заключает Сергей Григорьевич.

И это мнение большинства экспертов: в местном бизнес-сообществе считается, что проект не будет эффективным. Как заявлял вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров, планируется, что ежегодный пассажиропоток будет составлять четыре миллиона человек. Но это спустя 10 лет эксплуатации магистрали. Имеются данные, что в первые годы пассажиропоток будет равняться примерно двум с половиной тысячам человек в год. Считается, этого будет достаточно для окупаемости объекта.

«Обеспечить эту нагрузку будет очень сложно, — комментирует Сергей Зырянов. — Чтобы обеспечить такой пассажиропоток, одновременно со строительством магистрали нужно вести работу с населением, мотивировать их на отказ от поездок на личном автотранспорте и на автобусах по направлению Челябинск — Екатеринбург. Один из вариантов — предложить годовой проездной билет, это может быть более выгодно и удобно для граждан».

На самом деле преимуществ пользования ВСМ для граждан немало: значительная экономия времени в пути (высокоскоростные поезда способны развивать скорость до 300 км/ч), безопасность (сколько автомобилей бьется на трассах), финансовая выгода — стоимость проезда будет сопоставимой со стоимостью билета на автобус Челябинск — Екатеринбург. К тому же такие поезда достаточно комфортны, это не электрички постсоветского времени. Если будет составлено удобное расписание и курсирование достаточного числа поездов, высокоскоростная магистраль окажется более чем удобна.

Возникает даже мысль, не будет ли это способствовать трудовой миграции: немало челябинцев уже сейчас исхитряются работать на два города, регулярно мотаясь в уральскую столицу. Со строительством ВСМ Екатеринбург практически в буквальном смысле станет соседним городом.

«Отток человеческого капитала из Челябинска возможен. Но эта возможность есть и для жителей Екатеринбурга. Это нормальная конкуренция регионов, и, допустим, перевес сначала может иметь Екатеринбург. Но проблема решаема: просто региональным властям нужно найти к ней ключи. Нужно повышать зарплату на челябинском рынке труда, увеличивать количество современных рабочих мест, осваивать новые хайтековские направления деятельности», — говорит Сергей Зырянов.

Эксперт считает, что эта проблема — не причина отказываться от строительства магистрали, а только еще одна задача, которую надо решать.

Немало новых рабочих мест как раз будет создано при строительстве и эксплуатации ВСМ. По словам губернатора Бориса Дубровского, это занятость для многих тысяч южноуральцев, серьезные отчисления в бюджет и развитие инфраструктуры тех населенных пунктов, через которые пройдет магистраль.