Монастырь среди нас

Маленький Одигитриевский монастырь в большом Челябинске

Андрей Ткаченко

В Ленинском районе Челябинска неподалеку от Сквера семьи и пруда «Девичьи слезы» стоит Одигитриевский женский монастырь. Слева шумит кондиционерами гигантский супермаркет, справа нависли многоэтажные новостройки. Кругом кипит беспокойная мирская жизнь. Монастырь дышит спокойствием. Знают ли об этом удивительном месте челябинцы?

Одигитриевский монастырь — это комплекс. В него входят Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», колокольня, монастырская лавка, воскресная школа, монастырское кладбище, строящийся келейный корпус (сейчас монахини живут при школе) и чудесный садик со скамейками и беседкой. Звучит объемно, но на деле все это очень компактное, уютное, привлекательное своей простотой. Вся территория видна как на ладони. И она открыта — любому, даже для досужей прогулки. Можно и не заходить в сам храм, хотя вряд ли кто устоит.

Можно зайти в храм, а можно просто погулять

Монастырь с вековой историей

История монастыря — увлекательная и трагическая. Но с хорошим итогом. Началось все в 1849 году, когда Анна Максимовна Полежаева, послушница Уфимского женского монастыря, приехала в Челябинск, чтобы основать здесь обитель. В то время в Челябинске были храмы, но не было ни одного ни женского, ни мужского монастыря.

Анна Максимовна подала прошение в городскую думу, и на него ответили: выделили пять десятин земли в том месте, где сейчас находится здание гостиницы Южный Урал (пересечение проспекта Ленина и улицы Цвиллинга). В то время здесь была молодая поросль березняка, через дорогу — кладбище.

Так началась история Одигитриевской общины. Причем официально этот статус был утвержден указом императора только в 1854 году. А в 1862-м общине разрешили открыть монастырь. Так в этом месте были возведены сначала Одигитриевский храм, потом, рядом — Вознесенский.

Одигитриевский монастырь в XIX веке. Архивное фото

В 1864 году монастырю были переданы 50 гектаров земли в нынешнем Ленинском районе. Позже это место стало известно под названием «Плодушка» — так оно называется и сегодня. Здесь сестры занимались растениеводством и земледелием. Выращивали скот — у монастыря было 95 голов лошадей, 100 голов коров, а также птица, овцы. Хозяйство было хорошее. Монахини одни из первых в Челябинской области стали заниматься селекционной работой: выращивали виноград, абрикосы, сливы и даже арбузы. Здесь же в 1864 году был возведен Храм Николая Чудотворца.

Сестры Одигитриевского монастыря, XIX век

Сейчас от 50 гектаров остался один, все остальное ушло под жилую застройку. От «Плодушки» сохранилось 29 гектаров, и то чудом, так за нее бились застройщики. Здесь сохранились вековые деревья, высокий маньчжурский орех, груши стволом в обхват. В 2014-м «Плодушка» была причислена к объектам культурного наследия Челябинской области. Но территория остается запущенной, неблагоустроенной.

Основные здания общины в центре Челябинска (а тогда — окраине) — Одигитриевский и Вознесенский храмы — закрыли разом. В 1921 году в одну ночь здесь арестовали 240 монахинь — отправили по тюрьмам и лагерям. Кресты снесли сразу. В Вознесенском храме намеревались открыть Дом советов. А потом просто разобрали все по кирпичикам.

Разрушение Одигитриевского монастыря. Архивное фото

К Храму Николая Чудотворца в советские годы сделали пристрой и надстроили второй этаж, разместив здесь контору института растениеводства. Только в 1997 году изуродованное здание вернули Русской Православной Церкви. Так появился Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А женский монастырь здесь открыли в 2015 году. Внешне не изменилось ничего — просто месту придали другой статус. Для прихожан все осталось прежним. Разве что венчаться здесь больше нельзя — в монастыре так не принято.

Маленький монастырь — большие заботы

Монастырь молодой — и монахинь в нем мало. Всего четверо, и еще две готовятся, принимают решение. Ожидается, что с годами сестер станет больше. В Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге — сто монахинь: столько собралось за 20 лет.

Монахини женского Одигитриевского монастыря, XХI век

Послушница Мария живет в Одигитриевском монастыре с 2015 года. Светлое открытое лицо. Об общине, монастыре, о людях, которые сюда приходят, рассказывает увлеченно, с душой. О себе не рассказывает — не разрешается.

— Мария, ваш монастырь принимает послушниц. Интерес кто-то проявляет?

— Бывает такое. Смотря с какой мотивацией приходят. Это должно быть зрелое, взвешенное решение. А если человек просто хочет убежать от мира, то день-два — больше он здесь не выдерживает. От себя-то не убежишь. Ты в миру можешь немножко уйти от проблем, а здесь ты как перед зеркалом стоишь постоянно. И здесь еще сложнее жить, чем в миру. Здесь послушание, нужно забыть про себя, делать то, что тебе говорят. Сам распорядок дня: вставать в 5 утра на молитву, потом днем работа, потом снова молитва. Не все выдержат такую нагрузку. Часов пять в день только молятся сестры во время богослужений.

— А какая у вас работа?

— Много у нас есть разных послушаний. Одно из самых главных — пение и чтение на клиросе во время богослужения. Еще мы изготавливаем мыло (в монастыре его можно купить — прим. редакции), печем хлеб на закваске, которую сами вырастили. Пока это все в маленьких объемах, но людям нравится. Много социальной работы: собираем вещи для детских домов, помогаем малоимущим семьям, каждую субботу кормим обездоленных. Воскресная школа у нас есть для детей и для взрослых. Помогаем женщинам — при монастыре есть служба, которая ведет противоабортную деятельность.

— Как же вы это все вшестером успеваете?

— Нам помогают прихожане. Мы, конечно, не смогли бы вшестером это делать.

— И сколько же таких помощников?

— Не пересчитать — много очень. Это Господь посылает. Знаете, в Челябинске такой широкой души люди. Они так принялись нас опекать. Вот эти бабушки — ну какая у них пенсия, но они все равно несут то копеечку, то продукты. Это надо быть добрым человеком, чтобы так воспринять.

— Но Ленинский район славится хулиганами.

— Вы знаете, была такая ситуация — матушка рассказывала. Мы каждый вечер обходим территорию крестным ходом, идем строем друг за дружкой. И вот однажды какие-то хулиганы, еще и пьяные, попались навстречу. Матушка сделала им замечание, и они прямо в лице изменились. «Ой, простите», — и ушли. В Челябинске очень добрые люди.

Послушница Мария (слева) показывает мощи Феодора Санаксарского и Феодора Ушакова.

Послушница Мария рассказывает, что монахини редко, «вынужденно», покидают монастырскую территорию. Только если есть какое-то послушание (то есть задание, работа). Интернетом и телефоном тоже пользуются только по послушанию. Читают лишь духовную литературу. В магазины не ходят, питаются тем, что жертвуют прихожане. Так что община живет «божией помощью, людской помощью». Точно так же, как и 150 лет назад.

Монастырь — достопримечательность

Территория Одигитриевского монастыря открыта для всех. Люди приходят сюда и как в обычный храм, и просто погулять в монастырском саду. В Храме на входе — две коробки: одна с платками, другая — с юбками. Для прихожанок. Можно войти и просто посмотреть, а можно помолиться. Здесь хранятся мощи преподобного Феодора Санаксарского и русского флотоводца Федора Ушакова. А еще святых Симеона Верхотурского и Феодора Томского: считается, что это Александр I, инсценировавший свою смерть и ставший скитальцем.

Богослужения проходят здесь каждый день: утром и вечером. Не в каждом храме такое есть. Еще здесь сделали миссионерские молебны о детях, о «болящих»: «русская душа любит петь», — с улыбкой говорит сестра Мария. Прихожанам выдают книги с текстом, чтобы они понимали, о чем молитва.

Настоятельница Одигитриевского монастыря игумения Евсевия

В саду красиво. Летом здесь прохлада, тенек. Сад очень ухожен — тоже стараниями прихожан. Раньше здесь было монастырское кладбище, поэтому община установила поклонный крест, и каждый день сестры поют литию по усопшим насельницам монастыря.

Монастырский сад и монастырское кладбище

В 2016 году на монастырском кладбище перезахоронили останки купца Петра Ивановича Перцева, ктитора Одигитриевского монастыря. Его прах долгое время хранился в челябинском краеведческом музее. В планах общины — перевезти сюда останки прежних сестер монастыря: такие найдены в Миассе и на Успенском кладбище.

Монахини рассказывают, что сюда приходит много людей. Просто посидеть, помолиться. «Люди бегут, у них много дел, много забот, жизнь-то не такая легкая. А сюда они приходят побыть в тишине, побыть с Богом», — говорит послушница Мария.

Челябинцы приходят сюда, чтобы побыть в тишине

Правда, пока здесь не очень тихо: сильно шумит по соседству торговый комплекс (гипермаркет Spar — прим. редакции). Но монастырь когда-нибудь, когда наберутся средства, огородят «кремлевским» забором, как и положено по уставу. Для прихожан монастырь по-прежнему будет доступен, зато на территории станет потише. Потому что когда люди приходят в храм, им хочется тишины.

В Храме есть иконы, написанные настоятельницей Одигитриевского монастыря игуменией Евсевией. Этому мастерству она научилась в иконописном отделении Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Как рассказывает матушка, иконопись требует не только времени, но и силы. Она пишется не обычными красками, а природными минералами, глинами. Краски замешиваются на яйце. Такие краски иногда ведут себя очень не прогнозируемо и требуют от иконописца много терпения. Цветовая гамма приближена к природным цветам, не используется никаких синтетических красителей. Накладываются разные слои, один просвечивает из-под другого. Поэтому древние иконы выглядят, как ювелирные изделия, они искрятся. Иконописец раскрывает образ постепенно. Сначала по определенным канонам делается доска, потом работа с паволокой, грунтом и прописью. Нельзя писать икону урывками: если взялся за эту работу, нужно доделывать ее до конца, прерываясь только на сон, молитву и пищу. Технология такая, что по-другому просто нельзя. Если человека не отвлекать, то икону можно написать за месяц. Если все правильно сделать, она будет храниться веками и становиться со временем крепче.

Икона, написанная игуменией Евсевией