Отцы и дети

«Зелёная карета» — фильм моральных ужасов челябинского кинорежиссёра

В прокат выходит «Зелёная карета» — психологическая драма нашего земляка Олега Асадулина, закрывавшая в этом году фестиваль «Кинотавр». «Челябинский обзор» рассказывает, как южноуральский режиссёр прыгнул выше головы и снял свой пока лучший фильм.

Кадр из фильма «Зелёная карета»
thr.ru

На церемонии закрытия 25-го открытого российского фестиваля «Кинотавр» (эта сцена снималась на реальной церемонии закрытия, так что никто из кинообщественности не знал, что всё происходит понарошку) режиссёр Вадим Раевский (Андрей Мерзликин) получает главный приз за фильм «Фараон». Вообще, дела у Раевского складываются как нельзя лучше: его картину вот-вот выдвинут на «Оскар», его боготворят женщины. С одной из них, Мариной (играющая бездарную актрису прекрасная Анна Чиповская) у него роман на съёмочной площадке. Несладко только приходится жене Вадима Вере (Виктория Исакова) и его сыну Тёме (Александр Мичков). Первой он давно изменяет, второго — игнорирует. И вот когда его сын шагнёт с парапета одной из московских высоток и расшибётся насмерть, мир Раевского перевернётся. Режиссёр, как заправский детектив, начнёт собственное расследование, не веря, что его сын покончил с собой. Открывшаяся ему правда ужаснёт его.

Чудеса случаются: Олег Асадулин снял хороший фильм. Чтобы не быть голословным насчёт того, что его предыдущие картины были встречены, скажем так, не очень мягко, приведём красноречивые оценки на «Кинопоиске»: у «Фобоса. Клуба страха» там стоит 3,9, у «Тёмного мира: Равновесия» — 4,1. Чуть получше дела обстоят с сериалами: 4,8 у «Корабля», 6,1 у «Закрытой школы» и 6,6 у сериальной версии «Тёмного мира: Равновесия». Для чего нужно вся эта арифметика? Ровно для того, чтобы доказать, что цифры ничего, на самом деле, не определяют. Что слабый, казалось бы, постановщик может снять неплохое кино. Взять, например, одного из худших режиссёров современности, Уве Болла, всю жизнь снимавшего чудовищные экранизации видеоигр, однако разразившегося в начале десятых недурным байопиком «Макс Шмелинг: Боец Рейха».

Понятно, что одна удача редко оправдывает предыдущие огрехи, но у того же Асадулина в планах значится многообещающий хоррор «Маршрут построен», про одержимый злым духом автомобиль. Причём, большая часть действия в картине будет происходить в салоне машины (почти как в феноменальном «Локе» Стивена Найта с Томом Харди).

В общем, есть надежда на лучшее. Но вернёмся к «Зелёной карете», в названии которой, кстати, можно усмотреть двойную аллегорию. С одной стороны, это песня, которая рефреном звучит в фильме (и много чего объясняет). С другой — «зелёной каретой» называют что-то казённое, театральное, так как в своё время в зелёных каретах развозили воспитанников Императорского театрального училища.

Такой же «зелёной каретой» выглядит жизнь протагониста. Она не принадлежит его семье. Существует как бы отдельно от жены и сына героя, ведь уходя в мир иллюзий с головой — а что такое кино, как не иллюзия? — Раевский забывает о том, что есть другой мир, мир его близких.

Вообще, у фильма Асадулина крайне неглупый сценарий авторства Артёма Виткина. Построенный на конфликте жизни и искусства (слоган «Зелёной кареты»: «Жизнь — это совсем другое кино») — он также очень убедительно рассказывает о том, как профессия накладывает отпечаток на личность человека. Раевский, оставаясь наедине со своими внутренними демонами (которые растут в геометрической прогрессии), чтобы не сойти с ума, использует творчество как защитный механизм: даже в самые тяжёлые моменты своей жизни он не перестаёт в голове снимать кино.

Однако творчество всё равно не способно защитить его от грубой реальности, которую он сам же сконструировал. Ад, творящейся с ним (и хотя жанр картины легче всего определить как психологическую драму, периодически «Зелёная карета» превращается в настоящий хоррор, фильм моральных ужасов) — дело только его рук. Поэтому понять героя можно, но проникнуться к нему симпатией — не всегда.

При этом, если говорить о явных недостатках фильма, то, нагнетая какую-то тотальную безысходность, сгущая краски, Асадулин (спойлер!) разражается, скорее, благостным финалом, на фоне всего остального ужаса выглядящего на редкость неуместно (абсолютно такой же неуместной, к слову, выглядела концовка «Фобоса. Клуба страха», но если «Фобос» изначально был безделицей, несерьёзной вещью, то «Зелёная карета» претендует на какое-никакое, но авторское высказывание).

Здесь, кажется, ситуацию можно было бы исправить двумя способами: либо довести историю до логичного финала, до абсолютной точки кипения, либо рассказать о конфликте в несколько ином ключе. Например, «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, которым так восхищается Асадулин, повествует о похожих трудностях, но в более лёгкой, трагикомедийной манере. Да, диффузия, взаимопроникновение жизни и искусства — это кошмар, но кошмар весёлый. И может быть, необязательно делать из всего этого такую уж чёрную-пречёрную драму? А если уж и делать, то идти до конца. Не пытаясь откатить ситуацию назад и (спойлер!) дать герою второй шанс. На языке киношников — второй дубль.

Комментарии