Театр, который можно только выдумать

В театре «Скарабей» состоялась премьера 25-го по счету спектакля

Челябинский театр песочной живописи и теней для детей и юношества «Скарабей» открыл свой четвертый сезон премьерой спектакля «Как Емеля щуку изловил». Московские критики отметили: то, что делает «Скарабей» — не делает больше никто в России.

Андрей Ткаченко

Здание ДК «Кировец» отметило свое 70-летие. А театр «Скарабей» создал 25 спектаклей за 4 года. Чтобы юных зрителей и их родителей развалины «Кировца» не отпугивали, театр затянул фасад баннером: панорама Тракторозаводского района нарисована песком.

«Это наши художники постарались. Долго изучали архитектуру и историю района, готовили макет, рисовали картину. А мы сфотографировали и напечатали. Украсили промзону, как могли», — шутит директор театра Лев Пашнин.

Внутри удалось сохранить барельефы и фрески советского прошлого. Директор рассказал, что в 1980-е в «Кировец» приезжали художники из Ленинграда, чтобы украсить фойе и лестничные пролеты. Перед началом каждого спектакля гости слушают аудио-экскурсию о дворце культуры и театре «Скарабей». 

Перед началом каждого спектакля гости слушают аудио-экскурсию о дворце культуры и театре «Скарабей». 

«У нас небольшой театр. Делать здесь звонок, сообщающий о начале спектакля — нелепо. А выходить в холл и кричать: „Заходите в зал!“ — отдает художественной самодеятельностью. Поэтому мы придумали записать такую экскурсию, в которой мы также напоминаем о том, что нужно выключить звук на сотовых телефонах, а вот снимать фото и видео на спектаклях строго разрешается. Потом люди размещают это в соцсетях с хэштегами нашего театра — о нас узнает большее количество горожан и гостей Челябинска. Денег на рекламу нет, а „сарафанное радио“ уже больше трех лет работает в нашу пользу», — рассказывает художественный руководитель театра Ксения Трунина. 

О театре и здании сегодня действительно мало известно. Сложно представить, что кому-то захочется погулять вечером в начале промзоны в районе «Кировца» и заглянуть в небольшой и необычный театр. Как правило, зрители в «Скарабей» приходят по коллективной заявке или же те, кто уже видел теневые спектакли и песочную живопись и понял, что это интересно и ни на что не похоже. До этого сезона в театре не было отопления. Зрители сидели на спектаклях в куртках. Изо рта пар шел. Но в театр все равно возвращались.

Сотрудники «Скарабея» сравнивают свою театральную жизнь с притчей о лягушке, которая попала в кувшин с молоком, быстро-быстро стала перебирать лапками, взбила масло и вылезла. «Скарабей» долгое время не хотели признавать критики. В «Кировце» холодно, то потоп, то пожар. Но благодаря усилиям городского управления культуры «Скарабей» обрёл статус муниципального театра и вполне приемлемые условия для творчества. 

Благодаря усилиям городского управления культуры «Скарабей» обрёл статус муниципального театра и вполне приемлемые условия для творчества. 

На самом деле песочно-теневому театру в «Кировце» намного больше лет, чем «Скарабею». Предыдущий директор сам писал сценарии, сам режиссировал, сам играл все роли и делал все рисунки. Четыре года назад директором был назначен Лев Пашнин.

«Я пришла в театр на пару месяцев раньше Льва Юрьевича. Пыталась сработаться с предыдущим директором. Даже поставила спектакль, который сама озвучивала, параллельно переключая фонограммы на компьютере с обычными колонками, которые мы дома используем. Когда Лев Юрьевич пришел, я попросила хотя бы ширмочку, чтобы зритель не видел, как я тут „ковыряюсь“. Он ответил: „А зачем это все, если можно в студии записать и озвучку, и фонограмму?“. Мы сразу поняли, что о качестве театра есть кому позаботиться», — объясняет Ксения Александровна.

В штате «Скарабея» сегодня два профессиональных художника — Евгений Бондарь и Дария Васильева; режиссёр и сценарист Оксана Горькавая, четыре актёра — Елена Шерстобитова, Роман Иванов, Виталий Киреев, Полина Каширина, и звукорежиссёр Константин Идиятов. Каждый из них — многостаночник, как рассказывает худрук. Свободных миллионов рублей у муниципального театра нет, а желание творить — неуемное. Поэтому в театре есть несколько направлений, каждое из которых сотрудники совершенствуют с каждым спектаклем.

Первое направление — песочная живопись. Казалось бы, что тут эдакого? Почти на каждой свадьбе приезжают художники и рисуют трогательный клип из песка о влюбленных. В «Скарабее» пошли дальше. Лев Юрьевич придумал стол, который может совмещать анимацию и песочную живопись. «Маленький принц», «Серебряное копытце», «Щелкунчик» и другие сказки дети смотрят на большом экране, а в это же время художник уже начинает перебирать песчинки для перехода в следующую картину.

— Этому не учат в институте. Я закончил художественный факультет, но песочную живопись освоил только в „Скарабее“, — рассказывает художник Евгений Бондарь. — Должно быть воображение: ты не просто нарисовал картину, стер и нарисовал следующую. Нужно продумать переходы, градиенты, каждую мелочь. 

— Каждую песчинку?

— Именно так! Мы стали делать и спектакли для взрослых. Например, 6-го ноября в честь 100-летия октябрьской революции у нас пройдет песочный спектакль о Маяковском, — добавляет Евгений.

Второе направление — теневой театр. В представлении обычного человека, тень — это монохромный силуэт. Но в «Скарабее» у теней есть яркие краски. Лев Пашнин создал полупрозрачных цветных кукол на длинных проволоках для спектаклей. За белым экраном стоят актеры, проектор рисует фон, а благодаря его яркому свету сквозь прозрачную пленку тень получает цвет. Белокурый Емеля в зеленых штанах и сиреневой рубахе сидит на печи, а рядом с ним — розовощекая Марфа в алом платье и с ярко-красным кокошником на голове. Движения кукол сопровождает звуковая дорожка: музыка и текст, начитанный актерами. 

«Дети активно включаются в процесс. Когда злой герой спрашивает: „Где Емеля?“, зрители начинают его специально путать, переживают за доброго Емелю. Нам важно, чтобы детям было интересно и полезно. Просто мультики они и дома могут посмотреть», — делится режиссер и сценарист театра Оксана Горькавая.

«Конечно, не всегда зал отзывчив к нам. Это чувствуется за экраном, но мы ничего не можем с этим поделать. Просто продолжаем играть. И постепенно ребята „раскачиваются“ и идут на контакт», — добавляет актер Роман Иванов.

Еще одно направление — спектакли с участием робота. Некоторое время назад Лев Юрьевич увидел новость: во Франции выпущен самый современный андроид, которого может купить любой желающий. Директор «Скарабея» решил, что театру этот «гаджет» будет полезен: у него есть блок эмоций, голосовой синтезатор, распознаватель лиц и многое другое. Робота назвали Васей. Сейчас он играет в трех обучающих детских спектаклях: о правилах дорожного движения, о безопасности жизнедеятельности и об истории робототехники. 

Иногда на сцене соединяется все: песок, тени, анимация, люди... Спектакль «Сны Шахеризады» покорил московских критиков. 

«Когда в Челябинске проходил форум российского союза театральных деятелей, мы показывали „Сны Шахеризады“ в фойе отеля „Малахит“. Зампредседателя союза после спектакля подошла ко мне, мы познакомились, долго разговаривали. И в конце она сказала, что наш спектакль может стать серьезным претендентом на „Золотую маску“ в номинации „Эксперимент“. Мне, конечно, это было приятно слышать... Теперь нас приглашают на фестивали, мы стали дружить с Союзом театральных деятелей. Этот год стал для нас очень продуктивным!» — рассказывает Ксения Трунина. 

«И в конце она сказала, что наш спектакль может стать серьезным претендентом на «Золотую маску» в номинации «Эксперимент»

Маленький театр пробует не только разные жанры, но и разные ... языки. В репертуаре «Скарабея» есть спектакли на башкирском языке («Урал Батыр») и на татарском языке («Обаятельный Шурале»). Переводами занимались профессоры и представители целых национальных диаспор. Премьеры прошли удачно. На «Обаятельный Шурале» приехали журналисты из Казани. А потом? Спектакли на национальных языках могут быть «диковинкой», но не более того. Поэтому идею сделать серию спектаклей на языках народов, проживающих на территории России, пока пришлось отложить.

«Идей у нас очень много. В ближайшее время хотим сделать взрослый спектакль по сказке „31 июня“, спрос на взрослые постановки есть! А на наших новогодних елках хотим, чтобы под потолком „Кировца“ летал НЛО, — рассказывает режиссер. — Сделаем?»

«Сделаем. Еще не знаю как, но сделаем, всегда же так и получается, а потом нам на „Золотую маску“ намекают», — отвечает художественный руководитель театра песочной живописи и теней «Скарабей».

Комментарии