Я помню все твои трещинки…

В Союзе художников Челябинска открылась выставка петербургской художницы

«Протогея» — новая выставка в рамках проекта «ФотоТело». Юлия Безштанко была известна любителям искусства больше как художник, но теперь открылась с другой стороны — она фотограф, который по-своему видит человеческое тело. Точнее, его фрагменты.

В Союзе художников Челябинска открылась выставка петербургской художницы
Наталия Хомякова

«Все началось с того, что у меня появился фотоаппарат. На мир я стала смотреть через видоискатель и заметила то, чего не видела раньше. В первую очередь обратила внимание на свое тело: его складочки, бугорки, трещинки. Поставила фотоаппарат на режим „макро-съемка“, и так появились эти кадры», — рассказала художник Юлия Безштанко.

На снимках в Каминном зале СХР не только «кусочки» Юлии. Здесь и части ее друзей, родственников, коллег. Например, практически напротив входа размещен глаз известного челябинского художника Александра Тютюнникова.

«Когда мы только планировали проект „ФотоТело“, уже сошлись во мнении, что эта выставка должна быть ключевой. Год назад обсудили с Юлией концепцию, уже тогда знали, какие работы будут выставлены. В силу разных причин „Протогея“ открылась только сейчас. Но, по-моему, здесь нет ничего лишнего или недостающего. Все очень гармонично», — поделилась куратор выставки, участник группы Soft Focus Светлана Ветрова.

Название выставки организаторы связывают с разными трактовками тела. Юлия Безштанко, по их словам, меняет содержание понятия «тело/плоть» от классического, имеющего ввиду лишь человеческое тело, до барочного, вбирающего всю плоть мира и одновременно поглощенного ею.

«Барочная эстетика суммирована и философски осмыслена в трудах новоевропейского философа Г.В. Лейбница. „Протогея“ — его книга и его концепция Первоземли, первоматерии, еще не распавшейся на отдельные тела и фигуры, но несущей в себе все возможные формы и состояния, как поток. Еще одно имя, философски фундирующее „Протогею“, — Жиль Делез. Снимки Юлии Безштанко напоминают картину мира, которую рисует Делез, вдохновленный Лейбницем: бесчисленные, волнующиеся и меняющиеся складки форм, складки сред, складки состояний...» — сказано в аннотации к выставке. Но сможет ли человек, не читавший Делеза и не проникнувшийся Лейбницем, понять выставку Юлии Безштанко? Не всякий горожанин сегодня может похвастаться интеллектуальным и культурным бэкграундом такого уровня.

«Работы Юлии при том, что очень интеллектуальны, они еще и очень феноменологичны. Чтобы проникнуться ими, не нужно задействовать весь свой багаж знаний. Все зависит от того, с какой целью ты идешь на выставку. Одному хочется интеллектуальных радостей, а другому — чувственных. Мне кажется, работы Юлии понятны любому человеку, а особенно женщинам, которые особенно замечают все свои (и не свои) складочки», — объяснила Светлана Ветрова.

Художница отметила, что изначально никакого философского смысла не вкладывала в свои работы. Уже потом, глядя на снимки, она поняла, что есть концепция, которая соответствует представлениям великих мыслителей.

 

«Складка — это и мгновенный рисунок, образованный живой материей в движении, и свидетельство целостности этой материи, ни в одной своей части не подверженной разрыву. Какие бы различные формы ни принимала плоть — мужское тело, женское тело, тело какао боба, рыхлой земли, древесной коры, шелковистой кальки, капли китайской туши, — все это прихотливые складки одной непрерывной ткани — материи мира. То, что кажется границей — лишь тень перехода», — добавили организаторы.

Комментарии