Есть билет на балет… а в театр — нет

В челябинском Молодежном театре sold out до ноября

Премьера спектакля «Капитанская дочка» по произведению Пушкина состоится 21 сентября. Все билеты на эту постановку раскуплены вплоть до ноября. Как проходили репетиции, кто «тот самый режиссер из Петербурга» и с каким настроем нужно идти на этот спектакль — «Челябинский обзор» увидел генеральную репетицию.

Игорь Шутов

Честь и хвала маркетологам молодежного театра. В «суровом и промышленном» Челябинске им удалось, как модно теперь говорить, «поднять хайп» вокруг своей премьеры. Тизеры нового спектакля крутятся в кинотеатрах перед анонсами предстоящих голливудских блокбастеров, по городу висят афиши, а в соцсетях тебя то и дело приглашают в кассы за билетами. 

Поставить «Капитанскую дочку» — риск. Испортить классику очень легко. Режиссер из Санкт-Петербурга Тимур Насиров может смело пить шампанское — риск себя оправдает. Произведение из школьной программы на сцене Молодежного театра смотрится свежо и по-взрослому. 

«Ребята, не нужно идти на зрителя так, как будто вы за хлебом торопитесь! Не нарушайте атмосферу», — требует режиссер.

И требователен он во всем. Если есть по сценарию тесто на сцене, то это должно быть тесто, а не пластилин или какая-то специальная масса. Колбаса тоже должна быть настоящей. И хлеб. Про водку нам не уточнили.

«Тимур — строгий, но справедливый режиссер. Хорошо, что он дал нам возможность „встряхнуться“, а то мы совсем обнаглели, в каком-то смысле», — рассказывает актриса Молодежного театра Ксения Согрина.

Для этого спектакля были специально созданы декорации, которые лишь обозначают место действия. Над сценой светится табло с названием главы повести. 

«Для каждой сцены мы старались найти свое художественное решение, которое будет звучать. Так, в сценографии я отказался от конкретики, указывающей, что действие спектакля происходит в 18 веке, но и не адаптировал под современность. Скорее, декорации будут вне времени. Больше работаю с абстрактной формой, тем, как она помогает раскрыть текст», — знакомит с особенностями оформления спектакля художник Константин Соловьев.

Режиссер не ставил перед собой цель сделать исторический спектакль. Он обозначил время как «когда-то давным-давно, условно в 18 веке». Условность и подчеркивает актуальность повести. Мемуары, которые взрослый Петр Гринев пишет в зрелые годы, не могут быть полностью достоверны, ведь память избирательна, ненадежна. Режиссер отмечает, что историчность в театре невозможна — здесь все условно.

Как говорил Пушкин в «Заметках о театре»: «Какая к черту правдоподобность в театре, где одна половина смотрит, как другая половина притворяется кем-то еще». Цель Насирова — обнажить смыслы романа. 

«„Капитанская дочка“ актуальна всегда, — рассказывает Тимур Насиров. — А в сегодняшнее время это практически публицистика. Когда театр предложил именно этот материал для работы, я с удовольствием согласился. В „Капитанской дочке“ Пушкин говорит не столько о русском бунте, бессмысленном и беспощадном, сколько о бессмысленной и беспощадной российской действительности. Он писал повесть очень долго, были разные попытки подойти к этой теме. Существует несколько вариантов повести. Их можно найти в черновиках и комментариях собраний сочинений. Кстати, в предпоследнем варианте герой носил фамилию Швабрин и только в „беловом“ варианте Швабрин превратился в подлеца, а герой получил фамилию Гринев. В работе над спектаклем я пользовался этими черновиками и вариантами. Выбрал тот текст, который мне будет необходим в работе, организовывал его таким образом, чтобы артисту было понятно, в какую сторону мы движемся. Совсем не обязательно, что это все войдет в спектакль. Но артисты должны понимать и то, что не проговаривается».

Артисты же понимают, что «Капитанская дочка» — это в первую очередь классика, а потом уже то, что задают читать школьникам.

«Петр Гринев — обычный человек. Мне как исполнителю главной роли сложно сказать, что в нем особенного. Его тотальная честность даже раздражает, слишком он прямолинейный. Гринев — простой человек, со своими слабостями. Такой... один из нас, поэтому и близок», — рассуждает актер Дмитрий Хозин. 

«Не нужно идти на спектакль с настроением: „Ой, это школьная програ-а-амма, все будет для детей!“. Нужно просто расслабиться и получить удовольствие. Меньше думать и просто видеть, что происходит на площадке. В этом спектакле нет головоломок — все понятно», — объясняет актриса Екатерина Писарева.

«А я бы добавил, что на спектакль нужно приходить в ожидании чуда», — отметил Дмитрий Хозин.

Судя по аншлаговым продажам билетов, зрители именно этого и ждут.

Комментарии