Royal Flush челябинского балета

В Челябинске прошел VIII фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой»

С 23 по 28 июня столица Южного Урала превратилась в новый культурный центр. По Кировке неспешно гуляли балерины, не в пачках, конечно. Но осанка, шаг и грациозность выделяли их из толпы. В течение пяти дней челябинская сцена демонстрировала лучшие балеты в рамках фестиваля «В честь Екатерины Максимовой».

Ярослав Наумков

На фоне городских проблем, кризиса и житейских переживаний фестиваль можно считать заветной комбинацией Royal Flush (пять старших карт одной масти в покере — прим. ред.), с которой можно победить всех и всё!

Прима челябинского театра Татьяна Предеина на открытии праздника балета отметила, что фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» традиционно собирает полные залы. И действительно — аншлаг был на всех спектаклях.

В первые два дня Нижегородский театр имени Пушкина презентовал новый балет «Спартак» на гениальную музыку Арама Хачатуряна. Как призналась директор Анна Ермакова, «Спартак» является гордостью театра, поскольку это уникальная постановка, созданная нижегородским балетмейстером Отаром Дадишкилиани, который, кстати сказать, раньше возглавлял Челябинский театр оперы и балета. Премьера постановки состоялась в Нижнем Новгороде в марте этого года. Мастерство танцовщиков поразило челябинцев, некоторые даже купили билеты на оба дня, чтобы еще раз увидеть настоящее искусство. Кроме ошеломляющей техники танца, зрителей удивили костюмы и декорации. Настолько точно передана эпоха Римской империи.

«В нашем театре главное — создать праздник на сцене. „Спартак“ не является тем спектаклем, где можно „разгуляться“ на тему праздника, поскольку речь в постановке идет об очень жестком и жестоком времени. Но мы постарались сделать его зрелищным, учитывая все традиции русского театра. Образ могущества Рима — это большая Триумфальная арка, вокруг которой происходит все действие. Именно эта декорация стала центральной в нашем спектакле и помогла хорошо „подать“ актеров», — рассказал главный художник нижегородского театра Евгений Спекторов.

«Мы создаем красоту, чтобы душа зрителя радовалась. Поэтому мы вкладываем все силы именно в постановки, из-за чего иногда страдают „углы“ самого театра. Но на сцене все должно сверкать, блистать и радовать публику. Мы с большим волнением ждали, когда поднимется занавес в Челябинске, и еще больше переживали, когда он опускался. Но южноуральский зритель очень отзывчив и, как мне кажется, остался доволен нашим балетом», — добавила Анна Ермакова.

Еще одним гостем фестиваля стал балет Бориса Афанасьева «Бахчисарайский фонтан» Башкирского государственного театра. Художник-постановщик Дмитрий Чербаджи по праву считается волшебником сценографического искусства. В Челябинске он ставил «Баядерку», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро».

Спектакль «Анюта» на протяжении 30 лет является символом дружбы челябинского и Большого театров. Московские солисты танцевали полюбившийся тысячам зрителей балет на музыку Валерия Гаврилина на южноуральской сцене.

"Это чудо, по крайней мере, для меня, увидеть танцовщиков Большого театра. В Москву слетать нет возможности, да и билеты на балет раскуплены на несколько месяцев вперед. Настоящий подарок для Челябинска — фестиваль в честь великой балерины Екатерины Максимовой. Надеюсь, что в следующем году он тоже состоится«,— поделилась одна из зрительниц.

Татьяна Предеина на прошлом фестивале «В честь Екатерины Максимовой» презентовала книгу о великой балерине. В этом году вышла еще одна «энциклопедия» — о танцовщике Владимире Васильеве.

«Максимова и Васильев — это идеальный дуэт, их невозможно представить друг без друга. Поэтому выпущены две книги о гениальных танцовщиках. Владимир Викторович не смог приехать в Челябинск, потому что презентует книгу в Москве. Двухтомник богато проиллюстрирован, многие фотографии публикуются впервые», — рассказала Татьяна Предеина.

Прекрасным завершением фестиваля стал гала-концерт с участием солистов Мариинского театра, Большого театра, Пермского государственного театра оперы и балета им. Чайковского и, конечно, лучших танцовщиков челябинского театра, в числе которых народная артистка Татьяна Предеина.

Прима-балерина исполнила танец «Лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса. Легкие, но при этом очень уверенные движения создавали ощущение, что она вот-вот взлетит. Хрупкость балерины делала ее похожей на фарфоровую статуэтку. Зал замер, а в конце взорвался овациями. Предеиной восхищаются все!

Одним из самых ярких номеров гала-концерта был гопак из спектакля «Тарас Бульба». Премьеру балета Мариинского театра Владимиру Шклярову как будто ничуть не мешало земное притяжение. Гранд жете, а проще говоря — шпагат в прыжке, он выполнял один за другим на высоте метров трех от сцены. Зрители не могли сдержать восторженных возгласов «Вот это да!» и, чтобы хоть как-то заглушить свое удивление, начинали громко аплодировать и кричать «Браво!».

Публика еще долго обсуждала фестиваль в фойе театра. Такое масштабное культурное мероприятие — большая редкость для Челябинска. Уровень мастерства танцовщиков, качественный репертуар, интеллигентные зрители... все сложилось. Ставка на высокое искусство в Челябинске сыграла!

Комментарии