Театр — это «Навсегда»

В Челябинске прошел благотворительный спектакль с участием известных чиновников, предпринимателей и общественных деятелей города и области

Это стало традицией — уже в пятый раз за последние два года челябинские ВИПы с помощью театра стараются не столько себя показать, сколько собрать максимально внушительную сумму на благотворительность. На этот раз театральное шоу принял у себя большой зал Челябинской государственной филармонии.

Андрей Ткаченко

Сюжет спектакля «Навсегда» основан сразу на пяти новеллах о любви: «Темные аллеи», «Генрих» и «Руся» Бунина, «Размазня» Чехова, «Мельком» Андреева. Стоит заметить, что художественная планка у випов и режиссера-постановщика Павла Каштанова поднимается раз за разом — русская классика все-таки на порядок сложнее, чем, скажем, «Три мушкетера».

За полчаса до начала спектакля челябинские элиты оттачивают свои роли в зале. Откуда-то доносится женское: «Мерси! Мерси!» Директор челябинского филиала ОАО «МТС» Вячеслав Бежин подрывается с места и стремительно движется к другому концу сцены: «За что мерси?! За что мерси?! Ведь я же обобрал вас!»

Старательно повторяющие свои слова актеры создают в зале напряженную атмосферу ожидания. Ближе к началу спектакля волнение словно улетучиваются — многие перемещаются в фойе, чтобы встретиться со знакомыми и ответить на вопросы журналистов. «Все ходят, все расслаблены, никто не мандражирует», — замечает известный общественный деятель Николай Дейнеко. «Да, все спокойны», — подтверждает директор Челябинского регионального отделения «Деловой России» Наталья Подкорытова.

— Я — Василь Игнатыч! И всякой пьяной свинье — не товарищ! — гневится «пьяным» голосом сопредседатель общественного движения «Мой Челябинск» Владимир Шевченко.

— А сами-то вы не пили?! — «недоумевает» покачивающийся генеральный директор ООО «Пром-Индустрия» Максим Климентьев.

— А это дело наше, — уходит от ответа Шевченко.

На сцене сменяются министры, директора, начальники. Кто-то выглядит на сцене, как может показаться, чуть наигранно, кто-то — чуть «деревянно», есть и те, чей актерский талант вполне очевиден. Но отчаянно старается каждый. И потом — совсем не в этом дело.

«Когда впервые на сцену выходишь, неважно, что ты публичный человек, — рассказывает министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов, играющий уже в четвертом для себя благотворительном спектакле. — На сцене совершенно другие ощущения. По первости было страшно, сейчас такого мандража уже нет, но все равно волнующе».

«Самое трудное — работать с теми, кто приходит в проект в первый раз. Приходится в сжатые сроки давать краткий курс актерского мастерства, сценической речи и движения, — поясняет режиссер-постановщик проекта Павел Каштанов. — Как правило, больше полутора-двух месяцев спектакли не репетируем. К тому же, заниматься мы можем только по вечерам — люди приходят после работы, уставшие, вымотанные. Очень часто пропускают репетиции, поскольку все здесь бизнесмены, чиновники, общественники. Алексей Валерьевич (Бетехтин, министр культуры Челябинской области) только вчера приехал из командировки на сдачу, пропустил прогоны, но очень хорошо сыграл свой монолог».

В антракте со всех сторон слышны обсуждения премьеры. Кто-то отмечает некоторую затянутость спектакля, кого-то радует близость диалогов к оригинальным текстам. Несмотря на непрофессионализм большей части участников, спектакль оставляет у зрителей преимущественно позитивное впечатление.

«Все подбивают нас на то, чтобы зарегистрироваться как народный театр, сделать все официальным. Мы думаем над этим, — рассказывает Павел Каштанов. — Но, может быть, регистрация и не нужна? Ведь главное, что есть общественная инициатива, энтузиазм, на котором все происходит. Я говорю перед премьерой — сыграйте спектакль так, будто последний раз в жизни, ведь это действительно последний раз. Тогда они выходят и делают все, что могут. Конечно, есть накладки, но это неважно — превыше всего желание выйти на сцену, инициатива. Все это дает ту энергетику, которая переходит в зал».

— Ли, ну грех тебе думать Бог знает что! — в сердцах восклицает директор «Канцбюро» Григорий Цукерман.

— Молчи! Я-то не дурочка! — гордо обрывает собеседника директор журналов «План Б» и «Купи Дом» Лариса Ульянова.

После завершения спектакля зал несколько минут аплодирует стоя. Сперва — всем участникам вообще, затем — каждому по отдельности. Многим дарят целые охапки букетов. Однако, несмотря на успех среди зрителей, «Навсегда» оказался не столь успешен в финансовом плане, как предыдущие постановки.

«Кризис! — разводит руками директор проекта Марина Петрова. — Во-первых, билеты были дешевле, во-вторых, не все они были проданы, в-третьих, возникла проблема со спонсорами, потому что у людей сейчас денег нет».

Тем не менее, свою цель организаторы достигли: «Мы хотели купить детям книжки — мы купим. Сначала для слепых детей — уже передали сумму „Звездному дождю“ (челябинская организация помощи детям с особенностями развития), потом для Атлянской воспитательной колонии. Еще часть средств пойдет на поддержку детской студии творческого развития Константина Хабенского „Это правда“».

С чем у организаторов нет проблем, так это с идеями. В планах народного театра — вновь обратиться к классике с «Бесприданницей» Островского и освоить комедийный жанр пьесой Майкла Фрейна «Шум за сценой». Но прежде всего авторы проекта собираются поставить военный спектакль в малом составе к 70-летию со Дня Победы. Затягивать и без того сжатые сроки не намерены — обсуждение новой постановки назначили на следующий же день после премьеры «Навсегда».

Комментарии