Концертной площадки и зрелищ!

В 2017-м году в Челябинск снова приедут звезды шоу-бизнеса

Где выступать звездам шоу-бизнеса, сколько будут стоить билеты, и почему молодые концертные промоутеры «не выживают» на рынке — рассказал генеральный директор ООО «Городские зрелищные кассы» Илья Белов.

Илья Белов с группой «Secret Service» во время фестиваля «Звёзды Ретро FM», 2014-й год
Личный архив И. Белова

— Илья Владимирович, на какие концерты ходят челябинцы?

— Сложно выделить что-то конкретное. Челябинский зритель так же всеяден, как и зритель в других городах-миллионниках. Рынок, пожалуй, на 80 процентов зависит от всероссийских СМИ, которые задают моду на тех или иных артистов. Оставшиеся процентов 20 потребляют информацию из интернета, молодежь — из социальных сетей. Поэтому во всех крупных городах концертные афиши похожи.

— Но чем-то мы все-таки отличаемся?

— Есть небольшая разница в продажах: билеты на концерт Кубанского казачьего хора в родном Краснодаре продаются быстрее, чем в Челябинске, а у нас продажи билетов на концерт земляка Олега Митяева идут, наверное, быстрее, чем в других городах. Здесь еще важен фактор «сколько зарабатывает зритель»: в соседнем Екатеринбурге доходы людей несколько повыше, поэтому и концерты проходят лучше по сборам. И давайте не будем забывать, что в Челябинске нет большой концертной площадки.

В сравнении с другими «миллионниками» Челябинск сдает позиции. В Екатеринбурге, Тюмени и даже Перми сборы процентов на 15-25 выше, чем в южноуральской столице. Наверное, это очередной показатель экономической ситуации в регионе.

— Артисты охотнее едут в города, где сборы больше?

— «Звездам» без разницы. Они не руководствуются «любовью зрителей» (улыбается). Все, что они говорят с экранов — делите пополам. Для артистов важна коммерческая выгода. И не они сами, а их директора определяют, куда они поедут. Когда из региона поступает предложение — менеджер артиста решает: да или нет. А если из одного города два или больше предложений, выбор будет за тем, которое дороже.

Артистам менее популярным из регионов с просьбами приехать не звонят. Тогда их директора начинают искать какие-то гастроли. Это бывает редко, таким исполнителям обычно хватает концертов в Москве и корпоративов, но бывает.

— Говорят, если будет ШОС, концертную площадку в городе (пусть и в виде конгресс-холла) все-таки построят. Какой она должна быть?

— Говорят об этом последние лет десять. Площадка однозначно нужна, это понимают и предприниматели, и чиновники, и простые жители. В других крупных городах есть крупные концертные залы-тысячники. А у нас? Театр оперы и балета — 894 места, драмтеатр — 850 мест. Чем мы хуже Екатеринбурга, где есть зал на 1900 мест, или Кургана с его площадкой на тысячу зрителей?

Каждые сто мест в зале очень сильно влияют на стоимость билета. Билеты на концерт одного и того же артиста у нас будут стоить 3000-3500 тысячи рублей, а в Екатеринбурге — 2000-2500. Нужно же нам как-то окупать затраты.

Будет площадка — будет больше концертов. Есть мероприятия, которые по жанру нельзя проводить во Дворце спорта «Юность», в котором 4 500 мест. А если делать это мероприятие в драмтеатре, ценник на билеты будет заоблачным. Ледовая арена «Трактор» вмещает еще больше зрителей — более 7 тысяч, но ее собрать очень сложно, даже у Стинга не совсем получилось.

— Вы являетесь самым крупным концертным промоутером в регионе. Каждый год на рынке появляется «молодая шпана», которая делает один-два концерта, думая, что это все «легкие деньги», и потом пропадает. Бизнес это как-то тормозит?

— Абсолютно ничего страшного. Появился организатор, провел концерт и больше этим не занимается, ну и ладно! (улыбается). Новичкам в этом бизнесе очень везет. У ребят есть видение, как «раскрутить» определенное мероприятие, все получается, доходы выше расходов — даже что-то заработали... а дальше? Дальше нужно искать артиста с хорошими продажами билетов. И здесь необходимо работать не с тем, кто тебе нравится, чье творчество ты прочувствовал, а с теми, кто приносит прибыль. Но тогда у молодого организатора пропадает четкое представление о популярности и сборах данного концерта. Как правило, продажа 70 процентов зала окупает расходы. Но сделать это достаточно сложно.

Это рискованное дело. Я занимаюсь российским шоу-бизнесом с 1995-96 годов. Не раз встречал промоутеров, которые продавали машины, квартиры, чтобы рассчитаться с долгами от неокупившегося концерта. Если у молодых ребят есть финансовые и организационные силы, пусть проводят концерты. К их услугам — Городские Зрелищные Кассы. Все автоматизировано, настроено, работает сайт, а с продаж кассы получают процент. Ничего не продалось — ничего и не возьмут. Выгодно.

Много мероприятий в городе — это же хорошо. Опытным промоутерам не помешает достойная конкуренция (улыбается).

— Но ведь в таком бизнесе не все ради денег. Вы ставите перед собой задачу воспитать слушателя?

— Об этой функции я могу говорить, когда хочу кого-то убедить в чем-то высоком (смеется). Для нас это обычная работа, выполняя которую мы не думаем о своей миссии, потому что руководствуемся коммерцией. Но если посмотреть со стороны, то эта функция есть, она идет параллельно. Мы привозим не только Григория Лепса, Валерию или Александра Розенбаума, а еще и что-то противоположное. Например, ирландское танцевальное шоу, оперных артистов, балетные постановки.

Для театров, где мы проводим мероприятия, всегда есть пригласительные. И, на мой взгляд, было бы правильным, чтобы сами артисты ходили на спектакли другого уровня, что-то брали на заметку. Зачем отдавать свои пригласительные депутатам, которые могут купить себе билет? Артисты зарабатывают меньше депутатов, но им намного важнее и нужнее посмотреть на игру заслуженных и народных артистов и нюансы постановки знаменитых режиссеров.

— Чего нам ждать в 2017-м году в афишах?

— На процентов 60-70 репертуар прошлого года повторится. Это проверенные артисты, на чьи мероприятия ходят. Есть аудитория, которая ходит на одни и те же концерты из года в год. Традиция это, или люди действительно получают удовольствие? Не знаю. Но люди из зала чаще выходят довольными, чем расстроенными.

Будут, конечно, редкие любопытные проекты. Венгерская оперетта, например. Но Григорий Лепс в сентябре приедет опять, концерт у него и правда неплохой (улыбается).

Комментарии