Без хлеба потерпим — нам зрелищ давай!

Сколько зарабатывают челябинские шоумены

Экономические кризисы бушевали во все времена и на самых разных континентах. И в Африке, и в Америке, и в Австралии рядовые граждане, столкнувшись с трудностями, затягивали пояса, сокращали траты на питание и одежду, составляли хитроумные планы выживания — словом, преодолевали временные трудности с различной степенью успеха, ожидая лучшего будущего. И пусть кризис кризису рознь, но есть одна, объединяющая все эти локальные «апокалипсисы», черта: граждане отказываются подвергать секвестру развлекательную часть своих бюджетов.

Евгений Хажей

Круто отгулять в последний раз

Пожалуй, одними из первых феномен устойчивости индустрии развлечений в кризисные периоды заметили американцы.

Случилось это еще во времена Великой Депрессии, когда благодаря не очень продуманным и умелым действиям властей страна ухнула в бездну беспредельного криминала.

Боссы крупнейших киностудий Голливуда отметили неослабевающий интерес к своей продукции. Как бы ни складывалась экономическая ситуация, народ не жалел последние замусоленные баксы на походы в кинотеатры. Тому есть вполне логичное объяснение: несмотря на тяжести повседневной жизни, кино предоставляло замечательную возможность отвлечься от проблем и помечтать о жизни, которая наступит после кризиса. Этот принцип действует по сей день, и не только в отношении кино. Всем хочется личного праздника.

Россияне в иерархии стрессоустойчивых народов уверенно занимают одно из первых мест. Сыр и мясо подорожали? Зарплату урезали? «Да, пичалька», — разводят руками россияне... и тут же добавляют: «Но праздник — это святое!».

Исследование челябинского рынка шоу-услуг (в частности, корпоративов, свадеб, юбилеев, открытых программ и т. д.) может озадачить. На первый взгляд, ничего страшного с этой сферой услуг с наступлением кризиса не произошло.

— Колебаний рынка я не почувствовала, — рассказывает победитель первого сезона «Comedy Баттл», резидент шоу «Не спать» на ТНТ челябинская ведущая шоу-программ Наташа Краснова. — Мы работаем с такими крупными компаниями, для которых традиции и праздники — это нечто святое, основа коллективного сплочения. Что касается частных клиентов, то русский менталитет таков, что не отпраздновать свадьбу или юбилей — это нечто невероятное. Меня это удивляет... и радует одновременно.

И действительно, чего бы тут не радоваться! Как бы высоко ни подскакивали цены на бензин, курятину и полисы ОСАГО, свадьбы любимых близких и юбилеи заслуженных коллег отменить нельзя. Матч состоится в любую погоду! Ну, самая большая жертва — колбасу найдем чуть подешевле. Но не в ущерб лазерному шоу!

Смокинг и бабочка борозды не испортят

Некоторого скепсиса преисполнены представители старой школы «массовиков-затейников», которые работали на этом рынке задолго до появления новоявленных звезд телевидения и интернета. Более того, по их мнению, чтобы сделать стоящий праздник, нужно обладать достаточной степенью опыта и квалификации.

— Вивальди — он и в Африке Вивальди, — утверждает Игорь Ярцев, один из старейших шоуменов Челябинска, сопровождающий все культовые мероприятия региона, включая Ильменский фестиваль авторской песни. — Сиреневые пиджаки с драными джинсами — это мода. Хотите ненормативной лексики или сленга — не вопрос, но это не ко мне. Сейчас некоторые ведущие работают парами — тоже интересное сочетание. Но это сложная работа, поскольку нужно не только актерское мастерство, но и «чувство локтя». В профессии игротехника (или ведущего игровой программы, если угодно) есть немало интересных профессионалов в стране, с колоссальной школой и опытом. Но нас поджимает суровый демпинг со стороны всяческих «ведущих свадеб и юбилеев». Достаточно открыть любую бесплатную газету и наткнуться на объявление: «Тамада!» — и понять, что тебя сейчас раскатают. А клиент покупает кота в мешке. У каждого знакомого, когда-либо гулявшего на свадьбе, есть свои рекомендации, есть «знакомая тетка с баяном, опытный педагог начальных классов».

Так или иначе, рынок «массовиков» смещается от классиков «с бабочками» в сторону новых лиц и новых идей. При этом клиентура, независимо от кризиса, почти всегда гадает на кофейной гуще: выбрать ведущего — всегда лотерея, какой бы ценник он ни выставлял.

Слово начальнику транспортного цеха

Покупая ведущего, клиенты часто забывают о важной составляющей удачного праздника. Во-первых, цена вопроса. Во-вторых, входят ли в смету технические услуги — видеосъемка и звук на площадке (а звук — это, помимо всего прочего, еще и дискотека! А куда без плясок под Стаса Михайлова!).

— Рынок очень сегментирован, — говорит завсегдатай частных шоу-программ видеоператор Александр. — По большому счету, если без съемки свадьба или юбилей могут худо-бедно обойтись, то без так называемого «тамады» — вряд ли, поэтому мы здесь особо не свирепствуем. Нормальный и качественный ценник звука и видео начинается сейчас от 10-12 тысяч рублей, потолок — до 50 тысяч. Выбирать вам.

То же самое по ценам говорят и ведущие программ. Игорь Ярцев утверждает, что при грамотном подборе кадров можно сделать качественный праздник, отстегнув ведущему 10 тысяч — классика никогда не подводит. Актуальные и узнаваемые «звезды» телевидения раскрыть свои прайсы отказались, но, как поделилась в общении с автором этих строк Наташа Краснова, кризис им не грозит точно.

Комментарии