Герои нашего безвременья

Почему фильм «Движение вверх» вызывает слезы на глазах

Российские спортивные кинодрамы превратились в массовый психотерапевтический инструмент настолько органично, что уже, кажется, и не могут существовать в иной ипостаси. Свежий фильм о невероятной победе советских баскетболистов над американцами в 1972-м году уже собрал в прокате 1,3 млрд рублей, и это наверняка не предел — патриотизм нынче дорог, а вера в себя вообще не имеет цены.

Режиссер Антон Мегердичев и продюсерская команда из Леонида Верещагина, Антона Златопольского и Никиты Михалкова сделали качественный зрелищный фильм.
ivi.az

Написать сценарий исторической спортивной драмы — задача не такая уж сложная: у каждой более-менее крупной в этой сфере державы есть пара-тройка невероятных историй. У СССР — тем более. Во времена холодной войны — да запросто. Легендарный матч между сборными Советского Союза и США по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене в 1972-м году — тот самый священный патриотический НЗ, невероятное по силе событие: в последние три секунды наши игроки забросили решающий мяч американцам, которых до того момента 36 лет никто не мог скинуть с пьедестала.

Режиссер Антон Мегердичев и продюсерская команда из Леонида Верещагина, Антона Златопольского и Никиты Михалкова сделали качественный зрелищный фильм, в котором и докапываться-то ни до чего не хочется, несмотря на явные огрехи в достоверности и некоторую плосковатость характеров героев. Да, с трудом верится, что игрок может написать заявление об уходе из сборной только ради того, чтобы погулять на свадьбе у сестры. Да, у любого, кто помнит, по какой статье сажали в СССР за валюту, возникнут вопросы, почему сценарист так уклончиво обошел эту тему. Да, фактурные красавцы-актеры каждым движением, каждой интонацией выдают в себе мужчин поколения десятых годов XXI века, и не помогут тут ни выбритые по моде семидесятых усы, ни с любовью пошитые ностальгические костюмы. Персонажи «Движения вверх» — довольно схематичное и бледное отражение прототипов, но по-другому и быть не может, ведь на подробное раскрытие характера каждого героя не хватит экранного времени. Командная игра предполагает распределение амплуа и функций, и в этом смысле актерский ансамбль ничем не отличается от баскетбольной сборной: исполнитель роли литовца-антисоветчика отвечает за антагонизм и внутреннюю борьбу, колоритные грузины — за олицетворение советской хлебосольности; загадочная русская душа досталась исполнителю русского же баскетболиста Сергея Белова. Есть, разумеется, и любовная линия, сделанная довольно неуклюже, но придающая необходимый мужской истории в небольшой дозе мелодраматизм. Ну, а сцены игры, тренировок, и, конечно, решающего матча, искупают все: они выстроены, сняты и смонтированы на разрыв аорты, и прилив патриотизма зрителю обеспечен, даже если он сроду не интересовался ни спортом в целом, ни баскетболом в частности, ни олимпийским величием СССР в его лучшие годы. Владимир Машков сыграл одну из самых значимых своих ролей, еще раз доказав, что ни возраст, ни некая вынужденная «замыленность» имиджа не помешает артисту встряхнуться и выдать стопроцентное попадание в образ, причем соединив в своей работе как европейскую школу языка тела, так и русский психологизм в его лучшей традиции.

«Движение вверх» плавно встраивается в ряд снятых в последние годы лент о героизме и профессионализме советских людей: «Легенда № 17», «Время первых», «Салют-7». Собственно, с «Легендой» его роднит и тематика — и там, и там советские спортсмены рвут на части признанных заокеанских мастеров. В двух других фильмах наши космонавты покоряют межпланетное пространство и, как водится, находят на этих просторах что-то важное о себе самих. Вообще, делить отечественный патриотический кассовый кинематограф на «спорт» и «космос», наверное, довольно примитивно, если не сказать глупо, но почему-то отделаться от этого желания решительно невозможно. У меня, по крайней мере, не получается. Кстати, в этом году выходят в прокат еще две отечественных спортивных драмы — «Лед» и «Тренер». Первый — о превратностях судьбы талантливой фигуристки, во втором о перспективах провинциального футбола поведает Данила Козловский, который и сыграл главную роль, и выступает в качестве режиссера. Эти картины — уже не о прошлом, а о настоящем и будущем, но в тренд все равно встраиваются. Не знаю, победит ли там кто-нибудь американцев (или канадцев), как в «Легенде», «Движении» и «Времени первых», но не удивлюсь, если вдруг да.

Вообще, сам по себе факт наличия в прокате и отечественной синематеке крепких блокбастеров, снятых на хорошие деньги и основанных на прекрасных реальных событиях, не может не радовать. Это и приличные сборы, и дань уважения истории, и прививка патриотизма, особенно необходимая в такую трудную и неоднозначную минуту, когда российских спортсменов не пускают на Олимпиаду под флагом страны. Такое кино — массовая психотерапия чистой воды, причем качественная, без побочных эффектов, с небольшими затратами для пациента. К этому методу только одна претензия — нельзя все время лечить прошлым.

«Движение вверх» вызывает смешанные ощущения — с одной стороны, профессионально вышибает слезы в финале, с другой — погружает в странную тоску, в ощущение некоего безвременья, отчего тоже очень хочется заплакать. Легко любить героев 1972-го года. А когда отечественный кинематограф представит более-менее ладный образ героя современной конструкции? Судя по самым громким премьерам 2017-го — «Аритмии» и «Нелюбви» — с безусловной гордостью за страну у нас сейчас неважно. Вообще, с камерными немасштабными драмами задать тренд на патриотизм очень и очень непросто. Осталось дождаться очередной спортивной драмы — их в этом году, как уже говорилось, выйдет минимум две. А там, может, очередной блокбастер на орбите. Или опять сага про Великую Отечественную войну. История у нас богатая, тут сценаристам работы хватит.

Комментарии