Русский рок: бессмысленный и беспощадный
Почему фестиваль «Нашествие» прошел без челябинской музыки
Рок-фестивали — популярные приключения в России. За три дня увидеть и Бутусова, и Кинчева, и «Сплин», и еще два десятка коллективов, на которых выросло уже несколько поколений — мечта. В прошлые выходные в Тверской области прогремел, пожалуй, самый культовый фестиваль страны — «Нашествие». Но ни одна челябинская команда на его сценах не играла...
50 оттенков месива
С 1999 года «Нашествие» собирает тысячи зрителей и десятки тех самых групп, что звучат на частотах «Нашего радио». Обычно фестивалю везло с погодой, но не в 2017-м году. Вячеслав Бутусов, «Кукрыниксы», «Сплин» и «Пилот» выступали на открытии. Воодушевленные слушатели жгли фаеры, потягивали «Жигулевское» и подпевали то про апостола Андрея, то про гандбол, то про Сибирь. Обилие разноцветных дождевиков пока еще забавляло.
«Смотри, какие все цветастые! И капли на капюшонах блестят», — восхищалась девушка, стоящая передо мной в толпе. Ее кеды уже были в грязи, джинсы на икрах интенсивно забрызгивались с каждым прыжком под излюбленные аккорды. Автоматически пачкались и мои кеды, ведь влюбленная в русский рок девушка после своих «взлетов» всё равно приземлялась.
Первый день фестиваля закончился во втором часу ночи. В темноте лужи было не разглядеть, «Жигулевское» еще продавали (хоть и по 250 рублей за банку), до палаточных городов с названиями «Свердловский», «Московский» и «Ленинградский» (в честь советских рок-клубов) можно было добрести. Но утро не предвещало ничего хорошего...
За ночь поляну размыло, откуда-то взялся мерзкий запах навоза. Плотные дождевики у торговцев всякой ерундой закончились. Остались только целлофановые, и стоили они от 200 до 500 рублей, в зависимости от близости к главной сцене. В полдень там уже собрали аудиторию Константин Кинчев и группа «Алиса».
До малой сцены, где играли коллективы чуть менее популярные, доходили только самые отчаянные. Некоторые не доходили, падали и, со словами: «А пох..», оставались лежать. Делали «ангелочка», словно дети в пушистых сугробах.
В Конаково — населенный пункт, возле которого проходил фестиваль — резиновые сапоги стоили от 140 рублей, дождевики — от 45. Местные жители скупили всё и выставили вдоль дороги на «Нашествие». «Защитный» комплект от дождя стоил 3-3,5 тысячи рублей. «Нашествиевцы» смели все! А промозглый ветер заставил гостей скупить всю фирменную одежду фестиваля.
Музыканты за сценой старались не выходить из гримерок. Только во время редких перекуров можно было столкнуться с Вячеславом Петкуном из группы «Танцы минус» или с экс-солистом «Короля и Шута» Андреем Князевым. Артисты малой сцены доезжали до коллег на квадроциклах с приветственными шутками: «Ветер в харю, я „фигарю“! Это 100 процентов не г...? Это грязь! Прямо как у нас в деревне».
К третьему дню люди стали разъезжаться. Ладно передвигаться, утопая по колено в грязи, но как в этом спать? Особо находчивые раздевались и ныряли в жижу, на радость фотографам. Четыре девушки, приехавшие в свадебных платьях (просто чтобы запомниться всем), устроили танцы в месиве. Мужчины забывали про холод, дождь и выступления любимых коллективов и нервно махали флагами с названиями своих городов, хотя взгляд был «на грязь».
Закрывала фестиваль группа ДДТ. Программа «История звука» прогремела по стране, добралась до «Нашествия». Три часа рока от Юрия Шевчука и праздничный салют!
«Парни из Уфы и не такое могут!» — улыбнулся солист группы Lumen Рустэм Булатов, родом, как и Шевчук, из башкирской столицы.
«Да мы здесь все „понаехали“ и отжигаем теперь», — ответил ему басист «Пикника».
«Нашествие» для наших?
Музыканты вырвались на рок-олимп из самых разных городов России: Липецка, Екатеринбурга, Уфы, Чистополя, Санкт-Петербурга, Ростова, Нижнего Новгорода и так далее. Из Челябинской области на малой сцене «Нашествия» несколько лет назад засветились «Естественный Загар» (Озерск) и «Tomas band».
— Я слушаю группу «Смысловые галлюцинации», могу даже сказать, что я «глюкоман». Вот умеют же в Екате музыку делать... — рассказывает парень в очереди в ЗАГС «Нашествия» своей «невесте». И юноша, и девушка приехали из Челябинска.
— Ты нашу группу «Агама» слышал?
— Нет, — ищет в интернете, включает, — прикольно. Похожи.
И вот таких «похожих» много. Любители групп «Ария» и «Кипелов» могут включить челябинскую «Систему» и удивиться. Фанаты Цоя смело могут считать себя фанатами коллектива «Монарх» — звучание и стиль подобны. Хочешь женского вокала в стиле Светланы Сургановой? Поищи в «сети» команду «Записки на манжетах». Покруче Мары будет! И не нужно забывать про челябинское «наше все» — «Резинового дедушку». В нем и «Чайф», и «НОЛЬ», и «СерьГа» переплелись, и получилось что-то аутентичное.
Для любителей музыки потяжелее (типа «Lumen»), но при этом не теряющей привязки к старому доброму рок-н-роллу, есть челябинская команда «Вето». А для самых безбашенных, отрывающихся в слэме и ностальгирующих по временам, когда альтернативная музыка, вроде «Слота» и «Jane Air» была в ТОПе — есть Never-Opened-Doors. Этот коллектив, пожалуй, единственный на челябинской сцене, который играет на одних площадках с уже популярными командами, пусть и не на «Нашествии», а на ParkFest или AtomFest.
«Сейчас, когда мы слышим название клуба „Такси-Блюз“, особого трепета внутри не происходит, ведь так? А раньше это была площадка! Если ты сыграл в „Такси-Блюз“, можешь быть уверен — жизнь твоя сложится безбедно. Пусть и на небольшой период времени, но это случится. Сейчас в городе нет ни площадок, ни уважения к работе рок-музыканта», — рассказывает директор концертного агентства «Живой звук» Александр Паули.
Из площадок в Челябинске остался только клуб Ozz. С пятницы по воскресенье там собирается молодежь, которая знает толк в рок-музыке. Но куда дальше Ozz-а? Группа может представить свой материал на этой площадке, их узнает местная тусовка. На этом все. Возможно, если ребята запишут что-то неординарное, как в свое время выстрелили «2rbina 2rista» с их не вписывающимся ни в какие рамки стилем, тогда... может быть... кто-нибудь когда-нибудь их заметит и возьмет на радио. Но, увы, по большей части музыка Челябинска вторична.
«Нам надо качество повышать. Двигаться и шевелиться. Главное, всячески искоренять в себе г*внаря и задавать самому себе один и тот же вопрос: „А не фигню ли я делаю?“. Тогда получится все», — отмечает солист Never-Opened-Doors Андрей Волосников.
«Средства массовой информации должны поддерживать местных самородков. Информационный шум всегда срабатывает и играет „в плюс“ молодым коллективам. „Естественный Загар“ и „Tomas band“ стали популярными благодаря СМИ в том числе. Я не знаю новых путей продвижения. Есть радио, интернет, фан-база — ничего нового. Нужно просто делать оригинальный материал и все время быть на виду, на всех мероприятиях. Кроме этого, молодым коллективам не помешает наладить контакт с местным отделением „Нашего радио“, у него есть квоты для участия региональных команд на малой сцене фестиваля», — добавляет Александр Паули.
Барабанщик группы TERRANAVT Михаил Колесников подчеркивает, что молодые группы сейчас полностью погрузились в социальные сети. И многие пытаются сделать что-то не просто запоминающееся, а юмористическое. «Народ сейчас любит поржать», — говорит Михаил.
Глядя на сцену «Нашествия-2017», где выступают Вячеслав Бутусов, Сергей Бобунец, «Сансара», Коля Ротов и другие екатеринбургские музыканты, невольно задаешься вопросом: «А что такое-то, блин? Эра Свердловского рок-клуба давно прошла, а когда настанет наше время?»
«Принципиальная разница, на мой взгляд, заключается в том, что в Екатеринбурге больше развита культура рок-сцены (и музыки в целом). Посмотрите на количество концертов мировых звезд, которые приезжают в Екатеринбург, а потом поверните голову в сторону местных коллективов и оцените их качество материала! У них проходят и более крупные фестивали, на которых группам легче „засветиться“. На самом деле, у нас тоже есть на кого сходить, послушать и посмотреть. Но куда идти? В Ozz? Вывод: нужно больше фестивалей и совместных концертов на крупных площадках», — рассуждает солист группы «Система» Игорь Олейник.
Александр Паули также считает, что Екатеринбург имеет разноплановые площадки, поэтому у музыкантов есть варианты, где играть. По его мнению, разные клубы — это возможность поиграть ту музыку, которую ты раньше никогда не делал, но тебе вдруг стало интересно. И на таких площадках возникают разные коллаборации, которые рождают хиты.
«У свердловчан больше „спортивной злости“: из Екатеринбурга много команд стали известными, тогда почему новички так не могут? Еще как могут! И на этом азарте начинается активное движение. У Челябинска есть два варианта: долго и постепенно развиваться, повышать культурный уровень, второй вариант — одна-две команды пробиваются на большую сцену и остальные начинают по-хорошему злиться и начинать свое продвижение», — рассказывает руководитель проекта Chelmusic.ru Евгений Поляков.
На «Нашествии» возле ларьков с хот-догами и горячим чаем гости фестиваля стояли в длинной очереди. Чтобы тонуть в грязи было не так грустно, началась беседа:
— Смотри, Кинчев, Шахрин, Шевчук, Кипелов... Они великие, но ведь не вечные. Кто придет им на смену?
— Ну, есть «Шляпники», есть «Анимация», есть «Курара», «Сансара» и прочее...
— И все! Молодым группам на радио не попасть.
— На смену року пришел рэп. Грустно, но факт. Но музыка же должна быть вечной, если сменить батарейки! Ведь об этом поют «Наутилус», — девушка торопливо искала зажигалку, сигарета мокла под дождем.
— Улица сменила свой голос! — отхлебнув кипяток за 200 рублей, резюмировал мужчина в шарфе «Пилот».
— За билет я отдал почти 10 тысяч рублей, сейчас пью пакетированный «Майский» чай за две сотни и жду самый отвратительный в моей жизни хот-дог за четыре сотни. Но пока жив русский рок, бессмысленный и беспощадный, я буду платить, ездить, стоять в г.. по колено, но отрываться.
— А дальше? — не выдержала я.
— А дальше посмотрим. Вы откуда? Из Челябинска? Может, у вас когда-нибудь выстрелит. А, может, у нас в Иркутске. Но где-то обязательно выстрелит, — собеседник попытался сделать шаг, но галоша осталась в глине. Выругался. Вылил чай. Снял вторую и пошел в кедах поближе к сцене...