Знай наших

«Платье города-2015». Послевкусие

В Челябинске прошел ежегодный фестиваль «Платье города 2015». Чем на этот раз удивили конкурсанты, есть ли будущее у челябинских дизайнеров, можно ли поставить авторские идеи на швейный конвейер, и приживется ли понятие «челябинская мода»?

Андрей Ткаченко

«Мона Лиза» в квартире

Конкурс по традиции собрал ведущих дизайнеров и Дома моды Уральского региона, а также начинающих молодых специалистов и студентов творческих вузов региона. Из более чем 200 заявок в полуфинал строгое жюри пропустило только 35. Талантливые модельеры соревновались в таких номинациях, как нарядные коллекции, единичное изделие, городское платье, детская одежда и коллекции New look (изделия, выполненные из нетрадиционных материалов, с использованием нестандартных подходов, новых форм и силуэтов). В этот раз Челябинск также стал вторым после Парижа городом, в котором публике в рамках внеконкурсного показа была представлена коллекция Николая Красникова (выпускник «Лаборатории моды» Славы Зайцева) «Анна Каренина». И, конечно, «Платье города» не обошлось без VIP-дефиле.

Директор и художественный руководитель фестиваля Светлана Клименко признается, что удивили все участники. Хотя бы потому, что готовые изделия всегда сильно меняются по сравнению с эскизами, по которым идет отбор. После просмотра «бумажных версий» профессиональное жюри «пропускает» работы конкурсантов еще через два промежуточных этапа перед отправкой на сцену. Немногие молодые дизайнеры могут сходу собрать готовый образ, подобрав грамотно, к примеру, обувь или аксессуары. В Челябинске люди «варятся» фактически в собственном соку, поэтому взгляд со стороны крайне важен, отмечает Светлана Клименко. Нельзя забывать про такие детали показа как последовательность выходов моделей, тонкости хореографической постановки и музыкальный фон — если все гармонично, это только усилит образ и сработает на раскрытие темы, заявленной художником (именно так Светлана называет дизайнеров).

Коллекции челябинцев так или иначе тяготеют к «прет-а-порте», потому как «кутюр» априори предполагает дорогостоящие ткани и недешевые аксессуары. Наши пока на такое не замахиваются, но креативят по-своему. Так, Марсель Бурибаев, представивший в этот раз коллекцию «#хэштэг», по словам Светланы Клименко, «создает совершенно сумасшедшие образы» new look, но это «не носибельная» одежда. Хотя, если откинуть «лишние» детали, образ легко раскладывается по полочкам, и он вполне рабочий — многое из него можно подчерпнуть для повседневного лука.

«Не первый год слышу: «Ведь это же нельзя носить „в люди“! Но у вас ведь тоже „Мона Лиза“ не висит в квартире... Естественно, есть то, что нужно смотреть в картинной галерее», — приводит аналогию Светлана Клименко. — «И потом, всегда можно откорректировать образ: убрать длину или глубокий вырез, изменить крой, ткань, цвет... Главное — заявленная тема: если она вам по душе — дизайнер работал не напрасно. Понравился силуэт — можно подойти к художнику, и на вас посадят носибельную вещь».

Первыми не будем, но прикоснуться должны

С приглянувшимся дизайнером в дальнейшем можно легко поддерживать связь — организаторы всегда охотно делятся контактными данными.

«В этом и состоит наша задача, — говорит Светана Клименко, — чтобы конкурсанты обрели заказчиков здесь и остались в Челябинске, а не уехали покорять Москву. А иначе какой смысл всего этого?.. Но, к сожалению, уезжают многие».

Помочь закрепиться новичкам в мире моды, не пересекая терминал аэропорта, помогает и дефиле VIP-персон, которое уже не первый год проходит в рамках основного показа. Идея понятна: одеть известную персону в костюм или платье неизвестного дизайнера. Правда, когда она только зарождалась, многие випы были против того, чтобы пройтись по сцене Оперного театра в творениях челябинских авторов — мол, не по статусу. Потом прижилось.

«Очень хорошо в свое время посадили костюм на Андрея Николаевича Косилова, хотя говорил, что носит только Hugo Boss... И Вадиму Михайловичу Евдокимову очень понравился творческий образ, который для него придумали наши дизайнеры», — вспоминает Светлана Клименко.

Такого понятия как «челябинская мода» пока, конечно, нет, говорит Светлана, хотя прогресс очевиден. На конвейер авторские идеи поставить проблематично изначально — очень дорогой стартап. Но индивидуальными заказами местных авторов с каждым годом жалуют все больше.

«Одежда первой линии, к примеру, Versace, сейчас стоит просто нереальных денег. Наверное, можно иметь в гардеробе две-три таких вещи, но никак не более. Для одежды на каждый день пришли наши времена. Челябинские художники сегодня, как и все, живут в глобальном мире, — поясняет Светлана Клименко. — Они отслеживают тенденции в Интернете, выезжают на показы, обмениваются опытом. Поэтому модные тенденции в Челябинске полностью соответствуют тенденциям за его пределами».

Что касается самих челябинцев, они вряд ли будут ездить на Неделю моды в ту же Москву, сомневается автор проекта «Платье города», тем более, когда сюда привозят готовое. Еще один аргумент: в Москве стоимость билета на аналогичный показ может доходить до 20 тысяч рублей. У нас же средняя цена билета на «Платье» — 1 тысяча рублей, а минимальная — и вовсе 350.

Кстати, среди элитной тусовки Челябинска посетить «Платье города» считается престижным делом, отмечают организаторы, — хотя бы потому, что гости продумывают свои образы чуть ли не за год, и стараются быть под стать модному показу. Но Челябинск — это все-таки Челябинск...

«Коллекция Николая Красникова „Анна Каренина“ — настоящая кутюрная мода, максимально приближенная к самому высокому уровню. Это то, что в Челябинске никто никогда не сделает и не покажет. Все ведь нужно окупить... Коля, например, будет возить свою коллекцию по всему миру. И вряд ли кто-то пригласит челябинского дизайнера... Да и кроме того, все равно мы — Россия. Мы не будем первые в моде. Но я считаю, что челябинцы должны к ней иногда прикасаться».

Обнадеживает хотя бы то, что столичный гость недвусмысленно подытожил впечатления от «Платья города»: «У вас так много дизайнеров! — удивился в разговоре со Светланой Клименко Николай. -То есть, даже для Москвы — много...»

Комментарии