«В интернете любой может быть артистом»

Олег Гененфельд готовит трибьют Ильи Кормильцева

Директор медиа-лаборатории СГТРК, групп «Чичерина», «Сансара», «Cosmic Latte», автор и соавтор песен «Смысловых Галлюцинаций» Олег Гененфельд рассказал «Челябинскому обзору» о молодых музыкантах, шоу-бизнесе и пропавших героях.

— Что такое медиа-лаборатория СГТРК сегодня?

— За последние пару лет СГТРК стала крупной, уверенной организацией. Если раньше якорным проектом была группа «Смысловые Галлюцинации», то после ее ухода мы смогли найти новые направления деятельности и стать самостоятельной и независимой компанией.

[block:views=onpage-block_similar]

Сегодня наш самый крупный проект — команда «Уральские пельмени». Все, что касается связей со СМИ, промо, PR-деятельности, мероприятий, которые проходят в Екатеринбурге, — делаем мы. Кроме КВН-щиков мы работаем с пулом молодых артистов. Это, скорее, благотворительная деятельность, а не заработок. Но, наверное, наша миссия в продвижении уральского творческого продукта на более высокий уровень (улыбается). Благодаря нашим связям в шоу-бизнесе и в СМИ, песни групп СГТРК звучат в кино, в сериалах, на фестивалях.

Мы создаем не только продолжительные проекты, но и «сиюминутные». Сейчас готовится культурно-познавательное мероприятие «Отдыхай в России». Это будет масштабный фестиваль, на который приедут путешественники, артисты, ученые — те, кто связан с путешествиями по России и развитием туризма в нашей стране. Такого не делал еще никто, а мы сделаем!

— А как же мероприятия, посвященные Свердловскому рок-клубу? Скоро же 30-летие.

— Это еще одно наше направление. С прошлой осени мы создаем проект «Иллюминатор», посвященный Илье Кормильцеву. При жизни он выпустил два маленьких сборника стихов, да и то это были тексты песен «Наутилус Помпилиус». Он не занимался архивированием своих произведений, они остались «разбросанными» по всей стране: по друзьям, родственникам. Это большая поисковая работа.

Мы рассчитывали, что все поместится в один толстый том. Но сегодня томов получилось три. Сейчас медиа-лаборатория СГТРК и «Наше радио» запустили краудфандинговый проект по сбору средств на издание собрания сочинений Ильи Кормильцева.

Кроме трехтомника, готовим трибьют на стихи Ильи. Артистам понравилась идея: они могут написать свою музыку на стихи Кормильцева — получается их песня. «Танцы минус» похожи на «Танцы минус». «Би-2» похожи на «Би-2». По просьбе Вячеслава Бутусова, те стихи, на которые уже есть песни «Наутилуса» в трибьюте не участвуют. Вот только Владимир Шахрин («ЧАЙФ») не знал о просьбе Бутусова и на стихи «Живая вода» написал новую музыку. Но музыканты смогли договориться, и это единственное исключение.

— Если из всей деятельности медиа-лаборатории выделить только музыкальный лейбл, который вы очень точно назвали благотворительным. Насколько он востребован среди молодых групп?

— Он очень востребован! Мы вынуждены многим отказывать, потому что у нас ограниченное количество рук, голов, глаз, ушей и так далее. В медиа-лабораторию хотят попасть группы со всей страны. Хотя... наверное, они хотят попасть не именно к нам, а куда-нибудь. Обращаются ко всем, кто может хоть как-то им помочь. Сейчас нет четких путей, по которым идешь и понятно — ты станешь звездой. Все зависит от упорства и креатива. Людям важно не само творчество, а то, как оно преподнесено, как ты смог заинтересовать своей персоной. Персоной — подчеркиваю — а не талантом.

Мы работаем с теми, кого любим и ценим. Делаем альбомы-сборники «Made in Ural» и раздаем их бесплатно на концертах и фестивалях. Так мы хотим познакомить слушателей и московских музыкальных продюсеров с коллективами с периферии, так сказать. Благодаря такому сборнику, например, песня группы «Прямо в губы» прозвучала в сериале на ТНТ. Все движется потихонечку.

— 30 лет назад Свердловский рок-клуб гремел по стране. А что сейчас?

— Начнем с того, что 30 лет назад он гремел, а 25 лет назад — перестал греметь. Конечно, мы знаем и любим все коллективы, входившие в Свердловский рок-клуб. И его можно назвать культурным достоянием Екатеринбурга. Но это уже в прошлом, и повторения быть не может.

Сегодня другое время. Из огромных потоков информации очень сложно что-то выуживать. Попробуй из пяти тысяч музыкальных релизов в день найти что-то для себя. Музыка стала фоном жизни, у нее сменилась функция.

Когда я рос, у нас было два телеканала: первый и второй. По второму утром показывали то, что шло прошлым вечером по первому. Книжку, которую ты действительно хочешь прочесть, нельзя было купить в магазине. Ее можно было получить за макулатуру, металлолом или в библиотеке в читальном зале, из которого тебя не выпустят с ней. Сегодня доступно все! На концерт можно не ходить, а посмотреть в «сети». Ничего страшного я в этом не вижу: поменялось время, поколения, пристрастия. Но каждому поколению тот образ жизни, те ценности, на которых оно выросло, кажутся, конечно, самыми правильными.

— При том «информационном голоде» Свердловский рок-клуб, что называется, «выстрелил», а из Челябинска так никто и не попал на рок-Олимп.

— Потому что не было грамотных менеджеров. Николай Грахов, президент Свердловского рок-клуба, и его помощник Рудольф Стерхов занимались продвижением музыки на новые уровни. Я беру с них пример (улыбается). Это они отправляли «Наутилус Помпилиус» в Москву на съемки, к Пугачевой. Это они посылали группу «Агата Кристи» на французский фестиваль, где они заняли первое место. В Челябинске таких Граховых и Стерховых, видимо, не было.

Современный шоу-бизнес я вообще никак не оцениваю, потому что он не цельный, во всяком случае, в России точно. Нет каких-то законов, нет понятного социального лифта для музыкантов. Шоу-бизнеса как единого организма сегодня не существует, поэтому и с продвижением и «пробиванием» артистов к славе все запутано.

— Вы пишите тексты уже состоявшимся музыкантам. Во время их создания, уже представляете, как это будет звучать?

— Нет. Тексты я пишу по-разному. Песню «Звезды 3000» для «Смысловых Галлюцинаций» написал ночью: встал с кровати и просто записал. В Екатеринбурге открылась выставка недавно, связанная с рок-поэзией Урала. Меня попросили дать черновики нескольких песен, я рылся в тетрадках, некоторые нашел. «Звезды 3000» в том числе.

Иногда к написанию текстов нужно относиться как к работе. Когда ты понимаешь, что ты должен это сделать: есть кусочек текста, его нужно развить и придать какую-то форму. Я не музыкант и музыкальными инструментами не владею. Поэтому в большинстве случаев с Сергеем Бобунцом («Смысловые Галлюцинации») мы были соавторами текстов и правили друг друга. Если люди позволяют в свое творчество залезать — это даже удобно. В том смысле, что соавтор — это ещё и цензор.

— С прошлым русского рока все понятно. С настоящим — все запутано. А что с будущим?

— Ничего позитивного сказать не могу. Люди все реже ходят на концерты, а это «убивает» артистов. Интернет дал возможность любому быть писателем, артистом, музыкантом, политиком, оппозиционером. Это похоже на компьютерную игру — ты можешь поиграть, в кого хочешь. И люди могут тебя при этом воспринять совершенно серьезно. Это большая беда, разрушающая индустрию и умы.

Герои пропали! В музыке были The Beatles, U2, Цой... А больше нету. Кто герой? Шнур? Он сатир, шут, но не герой. Он как раз яркий пример: неважно, какие у тебя песни, важно — как ты себя преподносишь.

Комментарии