Челябинцы изголодались по хорошей музыке

Лучшие джазмены Нью-Йорка в Челябинске

Трио джазменов Петрос Клампанис (контрабас), Бодек Янке (перкуссия) и Кристиан Рандалу (фортепиано) впервые приехали в Россию в октябре этого года, в рамках серии джазовых концертов. И свой первый концерт они отыграли в Челябинском клубе. О своих впечатлениях и планах — в эксклюзивном интервью для «Челябинского обзора».

Бодек Янке, Петрос Клампанис, Кристиан Рандалу.
Матвей Нохрин

— Недавно у вас были гастроли по Европе, Азии и Америке. И вот первый тур в России. Как вас принял «суровый» Челябинск?

Петрос: Я влюбился в Россию! Этот тур определенно станет моим любимым. Я вырос в Греции. Но в русских улавливаю что-то родное: общение, чувство юмора, язык тела. И слушатели были к нам очень внимательны. В общем, я жду возможности вернуться сюда.

Кристиан: Да-да, зрители были внимательными. И «голодными» в хорошем, музыкальном, смысле! (улыбается).

Бодек: А я просто хочу поблагодарить русскую публику. У людей такая честность! Такая откровенность! Они умеют восхищаться и радоваться тому, чего еще не видели. И они не стесняются своих эмоций. Это читалось в их улыбках, в глазах, аплодисментах. От этого и нам хотелось отдавать больше! Я живу в Германии, у нас очень большое количество музыкантов и культурных событий, и люди «наелись» и эмоций не показывают совсем.

— В вашей жизни есть место импровизации вне сцены?

Бодек: Я импровизирую везде (смеется). В каждую секунду у нас есть возможность решать, как проживем данный момент: с благодарностью, радостью, ненавистью, страхом и так далее. И все это решается спонтанно, а это и есть импровизация. Все действия каждый раз я делаю абсолютно по-новому. Даже руки мою: то начинаю с левой руки, переходя к правой, то наоборот, то обе сразу. В импровизации вся красота жизни!

Петрос: Наша жизнь — это игра, у которой много общих черт с импровизацией на сцене. Нужно знать правила игры, думать о других людях, учитывать контекст, быть этичным, а затем принимать решения. То же самое на сцене: музыканты же думают о том, как они будут звучать вместе с другими, насколько их исполнение будет уместным здесь и сейчас. Плюрализм мнений и взглядов как на музыку, так и на саму жизнь, лично меня очень вдохновляет!

Кристиан: А я люблю импровизировать в приготовлении пищи. Никогда не беру чьи-то готовые рецепты, где все выверено до граммов. Блюдо создаю на ходу: есть такие-то ингредиенты, есть желание сделать вот это. Действуй! С музыкой аналогично (улыбается).

— Для того, чтобы импровизировать и создавать что-то необычное, нужно пройти хорошую школу. Кого вы можете назвать своими учителями или образцами для подражания?

Петрос: Майлз Дэвис (великий американский трубач — прим. ред.) — мой любимый музыкальный исполнитель. Он является одним из отцов джазовой музыки. И мало того, что он был великим музыкантом с технической точки зрения, у него была невероятно богатая фантазия! Он настоящий художник, продвинувший искусство вперед только благодаря своей интуиции. А какой у него стиль! Одежда, подача, даже обложки пластинок — это что-то.

Кристиан: Я имел счастье поработать с хорошими музыкантами в разных городах. Например, с Полом Шварцем в Штутгарте, с Джоном Тейлором в Кельне. Тогда я уже активно включился в джаз и понял, что это и есть моя жизнь (улыбается). Каждый музыкант, с которым мне удалось поработать и пообщаться вне сцены, стал моим учителем. Петрос и Бодек в их числе.

Бодек: Какая честь! (смеется). В последнее время я слушал великого Бобби Макферрина (джазовый певец, 10-кратный обладатель «Грэмми» — прим. ред.), которого и в детстве очень любил, он гигант мелодии, ритма, гармонии и общей энергетики на сцене. У него можно поучиться, как общаться с публикой. Мы виделись и общались несколько раз — это такое счастье!

Так как я играю на ударных, то здесь мой учитель — Самир Чаттержи. 12 лет я интенсивно изучаю индийскую музыку с его помощью. Он истинный учитель, который понимает, как найти у своего студента талант и развить его. Он занимается с музыкантами со всего мира!

— Для вас тоже открыт весь мир. Куда бы вы отправились в первую очередь?

Бодек: О-о-о, в мире столько всего интересного. Я бы съездил в Китай, Таиланд, Малазию и в Японию обязательно! Я там еще никогда не был, но с музыкантами из этих стран уже играл! Это прикольно (улыбается).

Петрос: Мой список слишком огромен: Австралия, Исландия, Перу... я объехал бы весь мир. И больше счастье — побывать в России, безусловно.

Кристиан: Согласен с Бодеком — в Японию нужно съездить обязательно, причем в районы, отдаленные от мегаполисов. Там настоящая культура, как мне кажется.

— Ваше трио собрано из трех разных стран. Как так получилось?

Петрос: Это да. Я грек, Кристиан — эстонец, Бодек — поляк. Но джаз нас объединил (смеется). Бодек жил в Нью-Йорке в 2008 году, мы много играли вместе, сделали тогда первый совместный концерт в центре Манхеттена. Примерно в то же время мы познакомились с Кристианом, но он собирался переезжать в Европу и поиграть толком не получилось. Но 8 лет спустя я пригласил его в Берлине поиграть наконец вместе. Он поразил меня своим уровнем и удивительным исполнением, что с тех пор мы играем очень часто! В музыкантах важна не только профессиональная составляющая, но и человеческие качества. И Бодек и Кристиан — прекрасные люди, и это особенно круто!

Бодек: Мы с Кристианом вместе ходили в школу в Германии! Так что наше знакомство тянется очень давно. Но как слаженное трио мы собрались впервые для гастролей по России. До этого играли вместе три раза, и все. А теперь — сплоченная команда.

— Джаз понятен далеко не всем. Многие приходят к нему с возрастом. По-вашему, как именно нужно слушать эту музыку, чтобы проникнуться?

Бодек: Любому языку нужно учиться. А джаз — это особый музыкальный язык, для освоения которого необходим учитель. Именно он сможет объяснить основы, даст нужный словарный запас, если угодно. И начинать изучение нужно со школы, где на уроках преподаватели смогут объяснить хотя бы базовые вещи, рассказывать о форме блюза, включать записи великих музыкантов.

Те, у кого этой «джазовой грамматики» нет, но вы оказались на концерте, попробуйте просто наслаждаться, даже если ничего непонятно (смеется).

Петрос: Вот здесь я согласен. Понимание джаза зависит от того, насколько вы готовы отпустить себя и свои мысли во время прослушивания. Для большинства людей музыка стала фоном, и то, как они слушают музыку, отражает их манеру жить в целом. Джаз — достаточно глубокий стиль музыки, который требует «свободного пространства» от слушателя. Отпускайте мысли и разрешите музыке разговаривать с вами как содержательно, так и эмоционально. Уверен, вам будет о чем поговорить!

Редакция благодарит Георгия Акмена (vk.com/muzgluposti, facebook.com/muzgluposti) за помощь в организации интервью. Серия концертов в Челябинске продолжится 8 ноября джазом из Швейцарии!

Комментарии