Метод съёма

Краткая история современного южноуральского кинематографа

Каждый год на Южном Урале местные кинематографисты снимают кино, и, как правило, на одном только энтузиазме. Мы составили ревизию примечательных картин за последние 7 лет, с 2008 по 2015 год, которые уже стали частью здешней истории.

кадр из фильма «Десятка»

Жизнь после «Барака»

Кино в Челябинской области снимали ещё в советское время. Например, наш известный земляк Сергей Герасимов, в честь которого назван главный киновуз страны — ВГИК — в «Журналисте» (1967) прибег к локациям города Миасс (который в картине, правда, фигурирует как Горноуральск). Другой земляк, Константин Ершов, в «Человеке, которому везло» (1978) использовал индустриальные пейзажи Сатки. В Сатке же снимался один из самых нашумевших фильмов нового времен — «Барак» (1999) режиссёра Валерия Огородникова и сценариста Виктора Петрова.

Поствоенная драма с Леонидом Ярмольником и другими известными российскими актёрами удостоилась «Серебряного леопарда» на фестивале в Локарно и национальной премии «Ника» (затем Огородников и Петров вместе сделали, кстати, ещё одну картину, «Красное небо. Чёрный снег» (2004), съёмки которой тоже проходили в Сатке).

Однако не одним только «Бараком» един южноуральский кинематограф. Часто локейшены (по-русски говоря, территориальные местоположения) Челябинска и области используют заезжие кинематографисты (например, в сериале «Улицы разбитых фонарей», в фильмах «Ехали два шофёра» (2001) Александра Котта, «Игры мотыльков» (2004) Андрея Прошкина и т. д).

Местные же кинематографисты собственными силами тоже снимают на Южном Урале кино. Как правило, это самопальные DIY-картины (от Do It Yoself, «сделай это сам») с крохотным или совсем крохотным бюджетом. Что из этого может получиться, в принципе, понятно: художественная самодеятельность — причём, самого разного качества и толка. Тут уж всё зависит от таланта конкретного режиссёра.

«Новая волна» южноуральского кинематографа (если её так можно назвать) пустила свои корни, кажется, в 2008 году, когда Андрей Загидуллин презентовал свой короткометражный триллер «Наблюдатель», действие которого происходило в ЮУрГУ. Фильм сработал как вирусный ролик. История, вдохновением для которой послужили творчество Джона Карпентера и наследие американского жанрового кинематографа 80-х, засветилась на YouTub’е, победила в конкурсе «Город РР», устроенном журналом «Русский Репортёр», была показана на фестивале «Кинотавр» в Сочи, на неё даже была снята пародия.

В общем, короткометражка стала для Андрея пропуском в мир большого кинематографа. Однако, прежде чем его заметили и позвали снимать амбициозный мистический сериал «Квест» для телеканала СТС (который должен выйти этой осенью), Андрей снял ещё несколько короткометражек, среди которых: «Красная коробка» (2009), «Понимание» (2011), «Включи мотор и сдай назад» (2012). Все они становились лауреатами различных фестивалей — в том числе и международных. Сейчас Загидуллин пытается запуститься со своим полнометражным дебютом.

Нельзя просто взять и снять полнометражку

Впрочем, Андрей не единственный режиссёр, снимавший короткометражное кино на Южном Урале. С разных успехом его производством также занимались Теймур Халиков, Вячеслав Мотов, Иван Артёмов, Евгений Бакиров, Сергей Королёв, Сергей Герай и многие др. Среди новичков стоит отметить Романа Баранова, выпустившего в этом году трагикомедию «Вождь» — дешёвое фэнтези с на удивление глубоким, марк-захаровским смыслом про то, что бывает, когда собираешься «убить дракона».

Из курьёзов кинопроизводства: в нулевые челябинский бизнесмен Константин Филимонов, известный по делу обманутых дольщиков, спродюсировал две ленты: «Поцелуи падших ангелов» (2007) и «Кромовъ» (2009), после чего сбежал из страны (потом его, правда, поймали).

Что касается полнометражных фильмов, то их за последние несколько лет в южноуральской столицы было снято три. Первый, «Корпорация «Афёра» (2010) Алексея Кожевникова, не получился совсем. Второй, «Десятка» (2013) Владимира Козлова, состоялся, но к нему остался ряд вопросов. О третьем, «Бастионе» (2015) Антона Лёдова, поговорим отдельно.

Разумеется, полнометражное кино — не короткометражное. Нельзя просто взять и снять полнометражку. Короткий метр существует, как правило, на уровне какой-то одной (в идеале остроумной) идеи, в то время как большое кино полно огромного количества смыслов (и это не говоря о современных сериалах, которые, по сути, возродили романную форму).

«Корпорация «Афера» оказалась совсем любительской постановкой с очень плохими режиссурой и актёрской игрой, а также запутанным, точнее, путаным сюжетом. Что касается «Десятки», то этот драматургически выстроенный, со сверхидеей (и аллюзиями на «Постороннего» Альбера Камю) фильм проигрывал настоящему кино, по существу, только в одном: ребята, подобранные на главные роли по принципу типажности, начинали выглядеть беспомощно и нелепо, когда пытались играть в кадре.

Для того, чтобы заставить непрофессионалов убедительно выглядеть на экране, надо быть мастером (таким, например, как Роббер Брессон, который артистам предпочитал людей с улицы, называя их моделями). Дебютант Козлов (по первой профессии писатель, «Десятка» — это экранизация его собственной повести) в этом смысле, конечно, не Брессон.

Кстати, по итогам съёмок фильма в Челябинске москвич Козлов написал довольно увлекательную колонку для сайта питерского киножурнала «Сеанс» о том, как в российских условиях делать DIY-кино.

Ещё одна полнометражная картина, снятая в Челябинске (и Копейске), вышла в этом году. Называется она «Бастион», её автор Антон Лёдов. Ребята, сотворившее сиё чудо, позиционируют его как «социальную драму с элементами сатиры», хотя это натуральное трансгрессивное кино, строящееся по принципу шокирующего эффекта, хорошенько сдобренное жестокостью. Поскольку свято место пусто не бывает, очевидно, что за этими фильмами последуют и другие работы.

Замахнулись и на сериалы

Не оставляют челябинские кинематографисты и попыток снять сериалы. Однако презентованные с большой помпой в 2013 году в мегазале «Мегаполиса» «О чём говорят парни» оказались жутким неликвидом.

Тут в скобках надо заметить, что телеиндустрия, в отличие от киноиндустрии, ещё более сложноустроенная организация. Если ещё можно снять инди-кино, то инди-сериал — это что-то из области фантастики. Наших же «местных Спилбергов» об этом, кажется, никто не предупредил. В итоге ребята не соразмерили уровень собственных амбиций и того, что у них получилось на выходе. Главное теперь, чтобы «Квартет И» это безобразие не увидел, а то расстроятся артисты от такой неудачной пародии на собственное творчество. Помимо этого, в Челябинске в прошлом году начался кастинг (причём, кажется, он продолжается до сих пор) на ещё один сериал о жизни молодёжи, под названием, как ни странно, «Молодость».

Кстати, сегодня своё кино снимают не только в Челябинске, но и в Магнитогорске. Не так давно состоялась презентация исторического полотна «Гидра» Игоря Гончарова, рассказывающего о судьбе оренбургского казачества. Фильм снимался на озере Банное при участием актёров магнитогорского драмтеатра имени Пушкина. Помимо этого в Магнитке планируют создать собственную киностудию. Так что кинематограф на Южном Урале определённо жив, даже если о нём никто толком не знает.

Комментарии