«Франкофония» Александра Сокурова: что объединяет искусство и войну?

Челябинск стал первым городом России, где состоялся показ фильма Александра Сокурова «Франкофония», снискавшего две награды на 72 Венецианском кинофестивале. Кинокартину, повествующую об оккупации Лувра фашистами, посмотрел и корреспондент «Челябинского обзора».

kinopoisk.ru

И, хотя режиссеру не удалось привести из Италии статуэтку крылатого льва, в южноуральской столице ему вручили крылатого верблюда — символ фестиваля «Полный Артхаус». Перед показом фильма в челябинском кинотеатре «Мегаполис» режиссер скромно признался, что его работа далека от совершенства, отметив, что в кино не возможно создать идеальное произведение. «Я сердечно благодарю вас за то, что вы пришли, за то, что вы понимаете, за то, что вы затратите полтора часа вашей необыкновенной единственно проживаемой жизни на то, чтобы посмотреть и послушать, что чувствую я и что чувствуют мои коллеги, — сказал Александр Сокуров. — Это труд интернациональный о том, что у нас было и то, что нас ожидает».

Зрители, знакомые с творчеством мэтра, сразу отметят, что «Франкофония» является как бы продолжением фильма «Русский ковчег», снятого в 2002 году. «Кому нужна Франция без Лувра? Как и Россия без Эрмитажа...» — этой фразой, произнесенной в начале фильма режиссер подчеркивает важность культурного наследия в жизни страны. И, если тем самым «ковчегом» русской культуры является Эрмитаж, то во Франции это Лувр, который «может быть стоит дороже всей страны». Именно его ищет глазами Гитлер, прибывший в Париж после капитуляции Франции. «Но как поведет себя победитель, получивший в распоряжение центр мировой культуры?», — продолжает Александр Сокуров.

Главные герои здесь: директор Лувра Жак Жожар и немецкий офицер, «по совместительству» искусствовед—историк Франц Вольф-Меттерних. Последний, согласно приказу немецкого командования, должен установить контроль над коллекцией Лувра, а затем доставить её в Берлин. Но директору музея удается подружиться с представителем страны-захватчика и спасти экспонаты, большая часть которых была спрятана в загородных домах и замках страны еще в начале войны. Офицер постоянно оттягивает время, придумывая различные поводы, чтобы не вывозить экспонаты.

Примечательно, что коллекция Лувра, которая рискует стать военным трофеем фашистов, когда-то привозилась из военных походов Наполеона. Напоминанием об этом становится сам Бонапарт, периодически появляющийся в залах, с гордостью осматривающий каким стало его детище. «Это — я!», — восклицает он. Здесь режиссер заставляет зрителя задуматься: всегда ли искусство и война являются противоположностями?

Глядя на тонкие дипломатические и даже цивилизованные переговоры директора Лувра и немецкого офицера, начинает казаться, будто режиссер пытается показать «человеческое лицо» нацистов. Но тут же он показывает судьбу тех музеев, которые не вошли в «реестр первых ценностей» на примере того самого «русского ковчега» — Эрмитажа, где во время блокады Ленинграда лечат раненых и делают гробы, а за стенами русского музея от холода и голода умирают люди. И тут мы понимаем, что Александр Сокуров намекает: французы, вам повезло, что у вас есть такая сестра Германия!

Но «что Лувр, когда Франция проиграла войну»? Ведя рассказ о музее, режиссер размышляет о капитуляции Франции. Еще один герой фильма — молодая женщина во фригийском колпаке, известная как Марианна — символ французской свободы. Бродя по музею, словно фантом, она фанатично восклицает лозунг: «Свобода, равенство, братство». Но на фоне происходящих событий кажется, будто автор выводит эту блаженную лишь для того, чтобы поиронизировать.

Исторические события происходят параллельно с современностью. Александр Сокуров, находясь у в кабинете, общается по веб-камере с неким капитаном грузового судна, который везет контейнеры с музейными предметами. Вот-вот корабль не выдержит натиска стихии и пойдет ко одну. «...Зачем мне этот океан? Пусть живет рядом с нами своей жизнью. Зачем нам познавать эту стихию. Есть же у нас наши города, наши уютные теплые квартиры», — размышляет режиссер. На фоне этого кажется, будто вся европейская цивилизация качается на волнах исторических событий и того гляди пойдет ко дну.

«Франкофония» сочетает в себе элементы игрового и документального кино. В отличие от фильма «Русский ковчег», режиссер наблюдает за историческими событиями один. Но он здесь не просто зритель, но еще и рассказчик. За счет этого повествования фильм, который хоть и позиционируется как «не для всех», становится понятным тем, кто досконально не знаком с историей Франции во времена Второй Мировой войны.

Отметим, что у челябинцев и гостей города будет еще одна возможность увидеть «Франкофонию». Второй показ состоится 26 февраля, в день закрытия фестиваля на экране кинотеатра «Знамя».

Комментарии