Дедал, дахтилитрис, а по-русски — наперсток

В Копейске существует очень необычный музей

Удивительная история — в Копейске пятый год работает Музей наперстков. Создатели-энтузиасты Владимир и Анна Малиновские «вырастили» коллекцию с 220 экспонатов до 1400. Сейчас копейский музей, расположенный на Швейной фабрике, известен многим коллекционерам со всего мира.

В небольшой комнате вдоль стен стоят витрины. На стеклянных полках в ряд выстроены маленькие «колпачки» разных цветов. Хранительница музея Анна Малиновская осторожно включает подсветку, открывает дверцу стеллажа и, как рукодельница, приступая к новой работе, открывает свою шкатулку с иголками, булавками и наперстками.

История возникновения наперстка уходит далеко в прошлое. Самый древний был найден на территории Римской империи, в эпоху правления императора Клавдия, и датируется 41-45 годами нашей эры. Археологи «откапывали» наперстки на территории Китая, Венгрии, Турции... Практически во всех странах мира эти «колпачки» получили распространение среди мастериц и мастеров швейного дела.

Как именно и кем этот атрибут рукоделия был придуман — неизвестно. Красивых и странных легенд насочиняли много. То ли мастер, который постоянно прокалывал пальцы до крови, встретил в полнолуние гномов, надевавших цветки колокольчиков на пальцы во время шитья, и позаимствовал у них идею. То ли молодой ювелир придумал колпачок на палец из золота своей невесте, чтобы она не колола в кровь пальцы, а продолжала заниматься своим любимым вышиванием.

Первоначально наперстки выполняли только утилитарную функцию. Но со временем превратились в настоящие произведения искусства и стали предметом коллекционирования, которое носит название, больше похожее на диагноз — диджитабулизм.

Идея создать музей наперстков на копейской Швейной фабрике пришла случайно. Владимир Малиновский решил провести ребрендинг фирмы и в качестве логотипа придумал наперсток. Купил себе парочку, поставил на стол. Потом друзья начали дарить. И — втянулся, стал интересоваться. И, чтобы привлечь внимание к фабрике, решил открыть музей. Кстати, в мире аналогичных музеев — лишь три: в Германии, Нидерландах и Бельгии.

Из представленных на экспозиции наперстков процентов 80 являются декоративными. Работать в них вряд ли будет удобно, а вот любоваться — легко. Здесь и ажурные серебряные наперстки с рубиновыми вставками, и маленькие игривые котята, и чукотский божок из кости моржа, и маленький, похожий на уголек, наперсток из лавы вулкана Этна.

Витрины в музее «разбиты» по темам. Все начинается, привычно, с далекого прошлого. В копейском музее хранится наперсток из Китая конца 19-го века, выполненный в сложнейшей технике клуазон: на металлический колпачок узором напаиваются тоненькие проволочки, между которыми заливается цветная эмаль.

Диджитабулистов (коллекционеров наперстков — прим. редакции) в России много, и число их растет с каждым годом. С копейским музеем наперстков многие дружат, присылают посылки с новыми экспонатами, приезжают прямым рейсом. «Недавно к нам в гости заглядывала диджитабулистка из Уфы. Она целенаправленно приезжала в наш музей, была в городе всего сутки и вернулась домой!» — с гордостью рассказывает Анна. Таким друзьям-коллекционерам со всей России копейчане посвятили отдельный стеллаж.

Современные наперстки уже считаются популярными сувенирами, которые везут туристы из путешествий. Добрая часть коллекции «отдана» городам России и разным странам: Испании, Германии, Франции, Польши, Греции...

«Глава Миасского городского округа Станислав Третьяков как-то раз был в Танзании, попросил гида отвезти его к швейным мастерам и там уговорил одного портного продать ему наперсток. Тот долго упирался, но все-таки продал, а потом подарил Станиславу старый наперсток ручной работы, который в его семье передавался из поколения в поколение. Станислав Валерьевич подарил эти сувениры нашему музею», — поделилась Анна.

Коллекционеры собирают наперстки сериями. С копейчанами подружился разведчик, который служил в Англии и во время разведывательной операции узнал, что «объект его изучения» собирает наперстки. Чтобы втереться в доверие, россиянин приобрел несколько декоративных «колпачков», представился диджитабулистом. Операция прошла успешно, а он — втянулся и стал настоящим фанатом. Будучи на пенсии, коллекционер согласился передать наперстки музею. Теперь на швейной фабрике есть серия «Цветы», где на фарфоровых «колпачках» выступает тонкая лепнина, в которой читается каждый изгиб хрупких лепестков. И серия, посвященная английской королеве.

«Когда была свадьба Кейт Мидлтон и принца Уильяма, я поставил на стол наперсток с их изображением и смотрел трансляцию торжества по телевизору», — иронично отметил Владимир.

Хранители «сокровищницы» рассказала историю, как во время Первой мировой войны у армии не было средств на вооружение, и жены солдат сдали свои драгоценные наперстки в ломбард (в сумме около 500 тысяч штук), а на вырученные деньги защитники Отечества смогли приобрести оружие. И в знак благодарности своим супругам солдаты делали наперстки из гильз.

«Мы не хотим просто показать, сколько у нас есть наперстков. В наш музей чаще всего приходят дети, поэтому мы хотим стать местом, где могут узнать много нового о культуре нашей страны и о других странах. Современные школьники плохо представляют себе, кто такие Андрей Миронов или Анатолий Папанов, например. Поэтому в честь Года кинематографа мы сделали несколько наперстков с их изображениями и создали экспозицию с книгами о великих актерах и режиссерах. До этого мы делали выставку и серию лекций о Владимире Высоцком, Сергее Есенине. На базе музея создан Польский культурный центр: проводим мастер-классы, показываем интересные места Польши, рассказываем об истории и культуре этой страны», — рассказывает Владимир.

Семья Малиновских стала сама делать наперстки. «Болванки» из фарфора закупают в Лондоне, а потом в челябинских фотоателье наносят рисунки. Так был создан наперсток в честь «Бессмертного полка», поэта Мусы Джалиля, дважды героя СССР Семена Хохрякова и Александра Прохоренко, оренбуржского офицера, который попал в окружение террористов ИГ и вызвал огонь на себя.

«Коллекционирование — это не вещизм. Это познавание мира, его истории. Это фанатизм, в хорошем смысле. Гости нашего музея смотрят экспозицию со словами: „Никогда не думали, что простые наперстки — это так интересно!“. А ведь в таких, казалось бы, мелочах можно понять, как развивалась наша культура», — заключает Анна Малиновская.

Комментарии