Кина не будет?

Что будет, если введут налог на зарубежные фильмы

В середине июня премьер-министр Дмитрий Медведев предложил руководителям Минкультуры и Минэкономразвития рассмотреть возможность введения НДС на прокат иностранных картин для последующего перераспределения поступлений на поддержку отечественного кино. Глава Минкульта Владимир Мединский доложил о готовности в течение месяца разработать новый механизм. Владельцы крупных киносетей отреагировали предсказуемо: написали коллективное обращение к президенту с просьбой помешать этим планам. Иначе прокат рухнет.

russiasport.ru

«Чужой еды не надобно — пусть нет, зато своя»

Попытки защитить отечественного производителя от тяжелой конкуренции с иностранным предпринимались и предпринимаются в самых разных областях народного хозяйства. Вспомните хотя бы стремление спасти от банкротства АвтоВАЗ, когда на российский рынок хлынули бюджетные автомобильные иномарки, по ценам способные конкурировать с нашей продукцией, а по качеству укладывающие ее на лопатки. Есть и много других примеров, но все они вписываются в простую схему: не получается самим сделать лучше — максимально осложним жизнь более успешным конкурентам.

Не получается самим сделать лучше — максимально осложним жизнь более успешным конкурентам

Российский кинопрокат — очень большой и вкусный пирог. В прошлом году сборы российских кинотеатров составили 46 млрд рублей, из них 38 млрд пришлось на зарубежные фильмы. И это не «культурная диверсия западных спецслужб», это объективная реальность. Можно радоваться или огорчаться, но только Голливуд способен еженедельно в промышленных количествах поставлять свежую продукцию в кинотеатры всего мира. Конкурировать почти на равных с ним могут только европейский кинематограф и Индия. Советское кино в условиях культурной изоляции худо-бедно справлялось с локальным спросом, но сегодня мы, как ни прискорбно, почти беспомощны.

Увы, это обстоятельство давно беспокоит российских кинодеятелей. Крайнее раздражение засильем иностранного кино высказывали Никита Михалков, Юрий Кара, Николай Бурляев и другие. Призывы перекрыть кислород, сократить, не пущать раздавались неоднократно, но они не были услышаны. И вот — новая законодательная инициатива: отменить льготы по НДС на «Человека-муравья», «Терминатора» и прочее трехмерное безобразие. А вырученные дополнительные деньги пустить на производство близкого нам по духу контента, которого так не хватает.

Руководители крупнейших киносетей, чьи залы работают, в том числе, и в Челябинске, выкатили ответные аргументы. Например, ориентируясь на указанные выше данные по 2014 году, из 46 млрд рублей выручки кинотеатрам пришлось бы заплатить в казну 7 млрд НДС. Чтобы компенсировать траты, придется повышать цены на билеты.

Крупные мультиплексы, скорее всего, выживут — львиную долю доходов они получают от продажи попкорна, газировки, сувениров и с игровых автоматов — а вот одно- и двухзальным заведениям, возможно, придется туго. В нашем городе таких кинотеатров четыре — «Знамя», «Аврора», «Им. Пушкина» и «Россия». Было пять, но «Киномакс-Победа» уже слетел, не выдержал (и случилось это, кстати, в относительно благоприятной экономической обстановке).

Оросит?

В желании стимулировать развитие отечественного кинематографа нет ничего предосудительного. Этим, например, активно занимаются во многих европейских странах, в той же Франции, и довольно успешно. Но... как бы помягче выразиться... методы бывают разные. Кроме того, есть и еще один важный вопрос: что именно вы собираетесь финансировать за счет дополнительных поступлений? Какое кино? Давайте посмотрим, что у нас уже было и что есть.

Наши кинематографисты набили руку в жанровом кино. Комедии, боевики, фантастика — в техническом плане все более-менее получается. Но вот крупных российских проектов, способных отбить затраты на производство и даже заработать, в год выходит от силы два-три, а то и меньше. Пару лет назад неплохо выступил «Сталинград» (при всей его художественной неоднозначности, это продукт мирового уровня, в работу над которым рискнула вложиться компания IMAX, всегда тщательно отбирающая проекты). Снятая за сущие копейки комедия «Горько!» порвала американских конкурентов как тузик грелку, окупившись в прокате 20 раз. В нынешнем году приятно удивила российско-украинская «Битва за Севастополь». Впереди нас ожидает очень дорогой и зрелищный ремейк «Экипажа» с участием той же IMAX. Словом, успехи и новые проекты есть, но их едва ли достаточно для наполняемости расписания кинотеатров. Авторское кино, вызывающее споры и думы о судьбах Родины, вообще находится за пределами статистической погрешности и почти не покидает территорию кинофестивалей.

Так все-таки, чем же вы, господа кинематографисты, получив лишние деньги, собираетесь нас потчевать? Военно-патриотической тематикой? Возрождением духовности? Кажется, Никита Михалков уже пытался это делать, но в итоге все его последние крупные и дорогостоящие проекты, профинансированные, в том числе, государством, провалились с оглушительным треском.

Есть опасения, что в итоге всех этих нововведений мы можем и не получить качественного отечественного контента в достаточном количестве, а вот кинопрокат можем обрушить запросто. А ведь когда-то, в конце проклинаемых ныне 90-х годов, именно западное кино подняло его из руин.

Словом, запасаемся попкорном.

Комментарии