«Битва за Севастополь»: искусство против политики

Военно-патриотическое кино — особая статья расходов Министерства культуры РФ. Денег на это никогда не жалели. В год 70-летия Великой Победы отечественные кинематографисты, разумеется, приготовили несколько масштабных проектов, вполне предсказуемых по тематике и уровню пафоса. Но один из них оказался «троянским конем». В хорошем смысле этого термина. Возьму на себя смелость утверждать, что «Битва за Севастополь» — лучший отечественный фильм о войне за последние годы. Да-да, отбросьте скепсис, отправляйтесь за мной.

Война — это такая жизнь

Двадцатипятилетняя Людмила Павличенко за первый год Великой Отечественной уничтожила 309 солдат вермахта. Нет, она не шла в атаку с криками «За Родину!» и не бросалась на вражеские танки со связкой гранат. Она тихо сидела в окопах, лежала в сугробах и созерцала линию фронта сквозь прицел своей винтовки. Людмила Павличенко — снайпер. Самая знаменитая женщина-снайпер в истории, чья слава долетела аж до Северной Америки. Возможно, у нее были шансы стать кем-то иным и войти в историю как-то иначе, но воспитание отца, сотрудника НКВД, который видел в ней только мальчишку, и докатившаяся до Советской Украины Вторая мировая не оставили ей выбора.

Война застает студентку Людочку Павличенко (Юлия Пересильд) в теплой и солнечной Одессе, прямо за обеденным столом в классической еврейской семье врача и потенциального жениха Бориса (Никита Тарасов). Отказавшись от возможности получить с его помощью бронь, девушка отправляется в учебный центр, откуда в составе взвода снайперов уходит сразу на передовую. Никакой передышки, буквально на следующий день — первый бой, первые мишени, первые трофеи. Затем переброска в Севастополь, стрельба, любовь, ранения, потери, новая любовь, новые потери и, наконец, отправка в тыл из осажденного и обреченного города, дипломатическая миссия в США и дружба с Элеонор Рузвельт.

Таков сюжет картины «Битвы за Севастополь». А теперь — нюансы.

С названием перемудрили

Да, самая большая проблема фильма — его афиша, вводящая зрителя в заблуждение. Никакой собственно «битвы за Севастополь» там нет — она упоминается лишь вскользь в контексте сюжета. Вообще на весь фильм приходится лишь одна масштабная боевая сцена (и сделана она, следует признать, технически и эмоционально очень здорово — отдельные ее фрагменты вы могли видеть в рекламных трейлерах). Очевидно, российские прокатчики решили сыграть на конъюнктуре. Украинское название (а фильм вышел на экраны в двух странах одновременно), пусть и не блещет оригинальностью, гораздо ближе к сути — «Несломленная». По жанру это вообще драма. Никакого ожидаемого военного угара и предсказуемого пафоса. Это почти камерная и тихая история простой советской девчонки, которой пришлось делать на войне мужскую работу, которой случалось влюбляться и терять любимых, которой приходилось быть сильной в то время, когда очень хотелось быть просто женщиной.

Банально, скажете вы? Да, отчасти. Но сделать с банальным сюжетом крепкую картину, отвечающую лучшим образцам советского (да и не только советского) кинематографа — и это сейчас, когда на дворе XXI век, щедро пропитанный постмодернистскими технологиями! — крайне сложно. Невероятно, но у режиссера Сергея Мокрицкого, который до сих пор успешно трудился на ниве операторства и в качестве режиссера сделал лишь несколько камерных работ, это получилось. Ему удалось освоить относительно скромный 5-миллионный бюджет так, как не снилось мэтру Никите Михалкову с его неограниченным финансированием сиквелов «Утомленных солнцем». При всем уважении к вашим прежним заслугам, Никита Сергеевич, этот парень вас уделал!

«Битва за Севастополь» — тонкая и ювелирная режиссерская работа. Ни одного лишнего кадра, ни одной лживой интонации, ни одной фальшивой эмоции (браво актерскому составу — от Пересильд и Цыганова до Тарасова, который совершил невероятный прыжок от образа комичного французского повара в сериале «Кухня» до высот почти шекспировских!). Ледяное дыхание неизбежной войны и предстоящего ужаса «лижет лицо» даже в кадрах, где в ладони будущих снайперов на учебном стрельбище ссыпаются патроны инструктора. И это только единичный пример.

Впрочем, главный феномен картины заключается не в этом.

Сложно, но можно

«Битва за Севастополь» — совместное детище России и Украины. Основные съемки картины закончились до конца 2013 года — до всем нам известных событий. Судьба фильма долгое время висела на волоске. Велик был соблазн с обеих производящих сторон внести актуальные геополитические коррективы, но, похоже, искусство победило политику. Кинематографисты, вложившие в работу всю душу и уважение к нашей общей истории, оставили все как есть. Отсюда — украинская речь и украинские народные песни в кадре. Отсюда — саундтрек от «Океана Эльзы» («Обiйми» в исполнении Вакарчука звучит в самой сильной эмоциональной сцене и продирает до слез). Отсюда — отчетливо прочитывающиеся интонации пацифизма и уважения ко всем, кто так или иначе попал под замес того ужаса, которое вошло в историю как Вторая Мировая война. Почти нет деления на «своих» и «чужих», на правильных «наших» и ужасных «ненаших» (обратите внимание на сцену многодневного поединка Павличенко с гитлеровским коллегой-снайпером, в котором она, простите за спойлер, вышла побе дителем; вместо эйфории от победы — банальные женские слезы на щеках). Даже американцы, к которым Людмила отправилась с агитацией за открытие Второго фронта, не выглядят в этой картине зажравшимися янки, которым все по барабану. Их восторг и участие в судьбе советской девушки-снайпера — очень искренние. Скорее, полными придурками выглядят советские партийные деятели, которые Люду сопровождали.

Словом, сложных нюансов и деталей в этой «Битве» так много, что российские кинокритики в общей массе своей пока не торопятся публиковать рецензии, очевидно, боясь не угадать тренд (стабильно приятное исключение — горячо уважаемый мною Юрий Гладильщиков, а также Антон Долин и Евгений Ухов — молодцы, ребята!). А напрасно!

«Битва за Севастополь» стоит того, чтобы ее посмотрели все — по обеим сторонам идеологических баррикад. Ибо это тот самый случай, когда искусство действительно укладывает политику на лопатки. И делает это крайне убедительно.

Комментарии