«Полный артхаус»: о чем кино?

19 февраля в Челябинске открывается четвертый по счету Всероссийский фестиваль авторского кинематографа

По сути, кроме самого названия, от артхауса на этом кинофоруме мало чего осталось, и это признают сами организаторы. Однако это не умаляет того факта, что фестиваль, безусловно, наполняет жизнь города новыми впечатлениями и позволяет посмотреть интересные ленты не на маленьком экране монитора, а на масштабном полотне, с отличным звуком.

Кадр из фильма Александра Сокурова «Франкофония»
thefilmstage.com

К нам едет...

Главным событием прошлогоднего «Артхауса» стал, безусловно, предпремьерный показ «Левиафана» — фильма, о котором знали даже те, кто, в общем-то, не очень отличает Звягинцева от, скажем, Тарковского или Германа. Тем не менее, событий вокруг этой картины было столько, что ее прокатная легенда и — особенно — борьба за «Оскар» превратились в миф не хуже воплощенной истории об Иове. А визит в Челябинск самого Звягинцева, который охотно давал всем интервью и вообще, вел себя на удивление не звездно, порадовал многих журналистов и гостей фестиваля.

[block:views=onpage-block_similar]

«Когда художник такого уровня приезжает на провинциальный фестиваль, это не только поднимает уровень мероприятия, но и обогащает тех, кому удается пообщаться с мастером. На мгновение попытаться увидеть жизнь его глазами, взглянуть на вселенную из той координатной сетки, в которой он творит, проникнуться его философией — все это очень круто, на самом деле, — делится впечатлениями от общения с режиссером блогер и писатель Максим Бодягин. — Получить заряд вдохновения от признанного художника — это очень полезно для того, кто живет вдали от больших культурных событий, от артефактов мирового уровня. Именно такие встречи часто приводят к большим творческим сдвигам, толкают людей к созданию чего-то интересного».

На сей раз катализатором творческих сдвигов может послужить приезд легендарного Александра Сокурова. Именно его новым фильмом «Франкофония» открывается IV Всероссийский фестиваль авторского кино «Полный артхаус». Картина об оккупации Лувра нацистами успела побывать в номинантах Венецианского кинофестиваля и собрать положительные отзывы критиков всего мира.

А что это такое?

Собственно, под артхаусом понимается некая кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую, массовую аудиторию. То есть это ни в коем случае не мейнстрим, не аттракцион и не лента с кассовым успехом. А вот все, что за пределами коммерческой киновселенной — пожалуйста, арт-хаус. По художественным, национальным и прочим признакам.

В конкурсную программу четвертого «Полного артхауса» попали семь фильмов: «No comment» А. Темникова, «Ангелы революции» А. Федорченко, «Арвентур» И. Евтеевой, «Брат Дэян» Б. Бакурадзе, «Чайки» Э. Манжеева, «Норвег» А. Званцова, «С осенью в сердце» Г. Параджанова.

Также в списке — ретроспектива фильмов Сокурова, включая знаменитого «Фауста», и самый смак для любителей западного арт-хауса: программа «Краски мира». Это «Декамерон» братьев Тавиани, «Слепые свидания» уроженца Грузии Левана Когуашвили, «Страшные сказки» Маттеон Гарроне и, наконец, «Эйзенштейн в Гуанахуато» великолепного Питера Гринуэя.

«Название фестиваля „Полный артхаус“ — это, скорее, броский слоган, чтобы заманить зрителей. На самом деле, программа у него довольно эклектичная. Единственное, что по-настоящему объединяет все эти фильмы, так это то, что они являются представителями авторского кинематографа, — рассуждает кинокритик, член жюри прессы и творческих союзов „Полного артхауса“ Евгений Ткачев. — Часто просто „авторский кинематограф“ выступает синонимом к слову „артхаус“, но это ошибка. „Безумный Макс: Дорога ярости“, например, чистейший авторский кинематограф, но кто посмеет назвать его артхаусом?Вообще, артхаус сам по себе умирает. Это модное в девяностые и нулевые явление, по мнению многих экспертов, сходит на нет. Оно, впрочем, и понятно. За зрительское внимание сейчас борются слишком много вещей. С одной стороны — качественные американские сериалы, с другой — блокбастеры про супергероев, с третьей — независимое (авторское, опять же) кино».

Чайки, Довлатов и Родина

Что касается непосредственно программы фестиваля, то Ткачев считает ее насыщенной и интересной: «Я бы обратил внимание на фильм „Чайки“ Эллы Манжеевой. Это представитель национального (в данном случае калмыцкого) кинематографа, а национальное кино всегда интересно смотреть в силу его экзотики. Еще, судя по всему, очень красивыми будут „Ангелы революции“ Алексея Федорченко. Это ни на что не похожая картина, которая совмещает два мира: мир русского авангарда и мир хантыйских шаманов. Также в конкурсной программе есть чистый артхаус: „Брат Дэян“ Бакура Бакурадзе. Зрелище, как говорится, не для слабаков».

Еще семь фильмов вошли в программу «Вторая премьера», в рамках которой зрители увидят картину Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», снятую по рассказам Сергея Довлатова и живописующую время после смерти Сталина. Весьма успешная в прокате лента — «Родина» Петра Буслова, про русских дауншифтеров, ищущих смысл жизни в северной Индии, всеми любимом штате Гоа. А еще будут «Спасение» Ивана Вырыпаева, «Под электрическими облаками» Германа-младшего, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой и «Орлеан» Андрея Прошкина.

«По уже сложившейся традиции, каждую картину фестиваля должен представлять участник съемочной группы. Список гостей еще до конца не сформирован. Мы ожидаем, что вместе с Александром Сокуровым на фестиваль приедут Георгий Параджанов, Алексей Федорченко, Артем Темников, Тимофей Жалнин. Под вопросом приезд в наш город Александра Миндадзе и Елены Гликман», — уточнила арт-директор фестиваля Тамара Мордасова.

Кроме того, в рамках фестиваля — обязательный региональный компонент: киновечер «Актеры челябинской драмы — на экране». На нем покажут фрагменты фильмов и воспоминания коллег, посвященные актерам  Евгению Агееву, Леонарду Варфоломееву, Александру Мезенцеву и Юрию Цапнику.

Всего на «Полном артхаусе» покажут 46 фильмов, на разных площадках города. Закрытие фестиваля состоится 26 февраля в «Мегаполисе». В финале публика увидит премьеру фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Таким образом, масштаб этого события вполне искупает некую размытость его концепта, а что такое настоящий артхаус, зрители пусть решают сами.

Комментарии