Возрождение в Челябинске

Картинная галерея Челябинска показала горожанам полотно Рафаэля

Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин восхищен шедевром
Андрей Ткаченко

Государственный Музей изобразительных искусств представил ценителям искусства так называемую «Тагильскую Мадонну» — шедевр кисти Рафаэля Санти «Святое семейство», датированный 1509 годом. В рамках выставки также экспонируются средневековые гравюры на библейские темы, хранящиеся в запасниках музея.

Перед началом выставки зрители почтительно расступаются перед картиной, образуя широкий коридор. «Посетители не хотят заслонять свет, исходящий от полотна Рафаэля», — шутит директор музея Станислав Ткаченко. Действительно, от картины веет не только вечностью, но и жизнью, теплом — всем, что принято ассоциировать со словом Возрождение. «Святое семейство» изображает старца Иосифа и Деву Марию, любующихся младенцем Иисусом. Мария поднимает тончайшую кисею, укрывающую ребенка, и ее лицо озарено материнской любовью. Уравновешенная композиция, мощный эмоциональный посыл и изысканное цветовое решение картины поражают своим совершенством.

"Святое семейство" вызывает подлинное восхищение

«Святое семейство» вызывает подлинное восхищение

У «Тагильской Мадонны» сложная история, а ее судьба содержит вполне детективный сюжет. Картина была обнаружена завхозом Тагильского металлургического треста в 1924 году на чердаке так называемого «господского дома». В тот момент «Святое семейство» совершенно не походило на шедевр, представляя из себя потемневшую доску со следами старой живописи. Завхоз сообщил о находке, которую передали в местный краеведческий музей, где искусствоведам удалось разобрать латинскую надпись, сделанную золотом по вороту одежды Девы Марии. Перевод ошеломил ученых: «Рафаэль Урбинос, писавший в 1509 году». О картине незамедлительно сообщили в Москву и через год в Тагил прибыл крупный художник, искусствовед и реставратор, один из основоположников советской реставрационной школы Игорь Грабарь.

Детективная судьба картины до сих пор будоражит зрителя

Детективная судьба картины до сих пор будоражит зрителя

Он обнаружил картину в крайне пагубном состоянии: пальмовая доска, на которую нанесено изображение маслом, была разломлена, часть, содержавшая фигуру Иосифа, вообще отсутствовала; ее нашли чуть позже. Три года потребовалось Грабарю и команде реставраторов, чтобы вернуть «Святое семейство» к жизни.

Рафаэль Санти — одна из самых выдающихся фигур Высокого Возрождения и мирового искусства в целом. Он родился в 1483 году в маленьком городке Урбино, рано осиротел и начал свой творческий путь уже в 16 лет, какое-то время проучившись перед этим у художника Перуджино. Признание он получает, перебравшись во Флоренцию, а позже папа Юлий поручает ему написать фрески для стен дворца в Ватикане. На тот момент Рафаэлю исполнилось всего двадцать пять лет. Год спустя он создает «Святое семейство».

Музейный работник Наталья Махновская рассказывает посетителям о европейском искусстве

Музейный работник Наталья Махновская рассказывает посетителям о европейском искусстве

Джорджо Вазари, первый биограф Рафаэля и сам художник, писал о младенце Иисусе, изображенном на этой картине: «исполнен такой красоты, что, судя по выражению лица и всего тела, это воистину Сын Божий». После смерти Рафаэля, картина получает название «Мадонна Дель Пополо» и поступает в распоряжение церкви Санта Мария, находившейся в Риме на улице Пополо.

По свидетельствам Вазари, картину выставляли по большим праздникам, но позже «Мадонна» пропала из церкви, однако неизвестные похитители вернули ее в храм. В истории этого полотна было несколько краж. Искусствоведы полагают, что их причиной было стремление скопировать шедевр, так как ее копии всплывали во многих частных коллекциях и к началу ХХ столетия насчитывалось уже около сорока упоминаний о шедевре Рафаэля.

Чтобы лучше понимать ценность картину, нужно знать ее историю

Чтобы лучше понимать ценность картины, нужно знать ее историю

Игорю Грабарю предстояло ответить на один вопрос, тревоживший все музейное сообщество СССР: неужели «Тагильская Мадонна» является одной из таких копий? Тщательно исследовав картину, Игорь Эммануилович сделал заключение: «Тагильский экземпляр не копия (..) из сохранившихся экземпляров... самым ранним является, бесспорно, нижнетагильский (..) „Мадонна“ из Нижнего Тагила, может быть тот самый протооригинал, который находился некогда в Римской церкви Санта Мария дель Пополо».

Как именно картина попала в Тагил, сказать сложно, но сегодня большинство искусствоведов и историков склоняются к мысли о том, что к делу приложил руку один из ярких представителей семейства уральских промышленников Николай Демидов (1773 — 1828 гг.), долгое время прослуживший российским посланником во Флоренции. Он обожал искусство и был достаточно богат для того, чтобы приобретать подлинные шедевры итальянских мастеров. Его приказчик Яков Смирнов в 1819 году писал хозяину в Лондон: «Господин Бурье сегодня неожиданно пришел ко мне сказать, что его картина Рафаэля назначается опять в продажу, что последняя цена — 6.000 гиней. Итак, не угодно ли Вам будет сделаться обладателем прекрасного творения рук человеческих?».

Директор музея Станислав Ткаченко приветствует собравшихся

Директор музея Станислав Ткаченко приветствует собравшихся

В списках Демидова есть упоминание о двух полотнах Рафаэля. Возможно, «Святое семейство» — одно из них. После смерти Николая Никитича его богатая коллекция была перевезена в Петербург сыном Анатолием. Для хранения всех предметов искусства, собранных Николаем Демидовым за свою жизнь, на Васильевском острове в 1833 году заложили отдельное здание.

Останки Николая Демидова, перевезенные из Италии, сначала упокоились в столице Российской Империи. Лишь позже, когда для них отстроили специальную церковь, они нашли последний приют на Урале, согласно завещанию мецената. Для украшения Выйско-Никольской церкви в Нижнем Тагиле часть предметов из коллекции Николая Никитича была привезена из Петербурга; возможно, «Святое семейство» стало частью этой истории.

Помимо шедевра Рафаэля, музей предлагает к ознакомлению коллекцию гравюр

Помимо шедевра Рафаэля, музей предлагает к ознакомлению коллекцию гравюр

В настоящий момент шедевр Рафаэля доступен к просмотру для всех желающих до 25 октября в Картинной галерее по ул. Труда 92-а.