«Пересаживайтесь с машин на общественный транспорт»

Какую цель преследуют в мэрии при ремонте Комсомольского проспекта

Андрей Ткаченко

Ремонт Комсомольского проспекта в Челябинске вылился в новые обсуждения. Сегодня в городской Администрации представили скорректированный вариант реконструкции улицы. Впрочем, от слова «реконструкция» ответственные лица упорно открещиваются. Но наша же конечная цель — не увязнуть в бюрократии, а понять, станет ли обновленная улица удобнее для движения? Кое-что понять удалось. Но все же...

Возмущения челябинцев по поводу ремонта Комсомольского проспекта не стихают с мая.

— Парковки у магазинов убрали!

— Погрязнем в пробках!

— На кой ляд эти островки безопасности такой ширины городить?!

«Челябинский обзор» уже подробно рассказывал о том, что происходит с одной из основных автомобильных артерий Северо-Запада. Тогда сложилось впечатление, что ремонт заточен под идеальные условия, при которых все машины будут ездить организовано: 60 километров в час, без хаотичных перестроений, строго друг за другом. Маршрутчики перестанут подрезать и вылетать с остановки, не удосужившись даже в зеркала посмотреть. Сплошной мир и идиллия.

— Мы исходим из того, что все участники движения должны быть законопослушными и соблюдать правила дорожного движения, — аргументировал тогда необходимость таких изменений замглавы Челябинска по дорожному хозяйству Максим Куляшов...

Мы помним, что потом за этим последовало. Глава Челябинска Наталья Котова спустила подчиненных с небес на землю. Потребовала работы приостановить и провести независимую экспертизу. За исследование взялся профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского госуниверситета Владимир Городокин. В целом с планами ремонта он согласился, но без замечаний не обошлось. Так, по мнению независимого эксперта, велодорожку необходимо совместить с тротуаром, а не оставлять ее на проезжей части, как это указано в КСОДД сейчас.

— Вот идет велополоса и упирается в тротуар, а дальше остановка транспорта. Как дальше проехать? То, что она частично выносится за проезжую часть, частично на нее — это проблема. Когда велосипедная полоса выходит на проезжую часть, приходится место этого выезда объезжать транспортным средствам. Безусловно, мне это не нравится. На мой взгляд, надо было велодорожку совмещать с тротуаром, — приводит слова собеседника ИА «Первое областное».

В мэрии отчет эксперта приняли, провели некую работу над ошибками. И сегодня презентовали обновленную концепцию. Забегая вперед, скажем, что принципиальных изменений в схеме организации движения не последовало. В проект, скажем так, внесли некие штрихи.

Проект ремонта Комсомольского проспекта принципиально не изменился

Что имеем в сухом остатке? Велосипедные дорожки на 70% маршрута так и останутся на проезжей части — их ширина будет 1,5 метра. Еще 0,75 метра отрежут для буферных зон. Плюс часть дороги у автомобилистов отъест выделенная полоса для общественного транспорта (3,75 метра). Водителям останется 2 полосы, и они будут уже нынешних (3,25 вместо 4 метров). Где-то — три (для левого поворота).

Добавило ли это картине цельности? У автора такое впечатление сложилось не по всем пунктам.

Парковки у домов

Взять, например, возмутившее челябинцев огораживание бордюрами парковочных карманов. Фактически автомобилистов лишили шанса заехать по пути в магазинчик, парикмахерскую, стоматологию или любое другое заведение.

В начале июня автомобилистов «отрезали» от парковок

В мэрии необходимость такой изоляции карманов объясняли как раз тем, что первая полоса будет отдана под общественный транспорт — и чтобы машины не мешали его движению, парковки закатали в бетон. Так что хоть эта мера и встретила сопротивление горожан, но причина этих действий звучала вполне логично. Нет парковки — нет помехи.

Однако потом на некоторых участках свежеустановленные бордюры начали... срезать! Таким образом, вновь открывая парковочные пространства. Но не везде. Что за избирательность? Зачем было монтировать, а потом убирать? Или здесь машины будут мешать общественному транспорту, а через 10 метров не будут?

На некоторых отрезках автомобилистам вновь открыли доступ к парковке, срезав только недавно установленные бордюры

— Мы внимательно проревизировали все те решения, которые были. Где-то было принято решение заменить бордюры сплошной разметкой.

— То есть туда заехать нельзя будет?

— Почему, можно, но это будет вопреки правилам дорожного движения. Карман будет, но он будет служить для каких-то экстренных случаев, — говорит Максим Куляшов.

При этом (по крайней мере, в обозримой перспективе) камер уличного видеонаблюдения, которые займутся отслеживанием соблюдения правил дорожного движения, на Комсомольском проспекте не предвидится. Так что подспудно кажется, что парковки пустовать вряд ли будут. И отнюдь не из-за экстренных ситуаций (вряд ли же, например, колесо у машины внезапно спустит исключительно возле парковки), а просто потому, что так удобнее.

Велодорожки

Шевроле на фото занял велодорожку

Напомним, Владимир Городокин настаивает на том, что велодорожки не должны располагаться на проезжей части. Это несет неудобства участникам движения, да и попросту небезопасно. Однако к эксперту не прислушались, и «выделенка» для велосипедистов по большей части останется на прежнем месте.

— У нас будет симбиоз. 70 процентов пути велосипедиста пройдет по проезжей части и 30 процентов — по тротуарам (там, где надо объехать остановки, пересечения улиц). Планируется от проезжей части велополосы отделить буфером (двойная линия разметки). Ширина самой велосипедной полосы составит 1,5 метра, — сообщает дорожный замглавы.

Островки безопасности

Не все челябинцы ждут на островках зеленого сигнала светофора

Один из наболевших пунктов для горожан. Челябинцы негодовали по поводу непомерной ширины объектов, которые изрядно отъедали и без того сузившееся пространство у автомобилистов. После волны возмущений рефюжи изрядно урезали, визуально они теперь значительно меньше.

После возмущений челябинцев островки безопасности сузили

Но участок между улицами Ворошилова и Солнечной превратится в один сплошной островок. Рабочие сейчас основательную часть дороги огородили по центру бордюрами. В будущем здесь появится зеленая зона — наподобие той, которая сейчас есть на проспекте Ленина от улицы Володарского до ЮУрГУ.

— В этом месте разобьют газон и высадят 11 яблонь. Еще 20 деревьев появится на зеленом островке от Свердловского проспекта до улицы Каслинской, — информирует начальник дорожного комитета Ринат Кучитаров.

Сейчас в этой зоне еще висят дорожные знаки по старой схеме движения. Складывается впечатление, что у автомобилистов просто отобрали целый ряд с левым поворотом. Но в мэрии уверяют, что сейчас просто полосы избыточно широкие. Когда их сузят, на проспекте их останется по-прежнему три. Но пока нет разметки, это осложняет движение. Машины, которым надо ехать прямо, ориентируясь на нынешние знаки, поворот попросту блокируют.

Визуально у автомобилистов отобрали полосу с поворотом налево

Ради чего все это?

И вот тут полнейшая ясность. Уж точно не ради удобства автомобилистов. Создание выделенных полос, сужение нынешних, перестройка работы светофоров: все это делается для того, чтобы люди сели на общественный транспорт.

— Под машины можно расширять город до бесконечности, а он не резиновый, — сетует Максим Куляшов.

Вторая цель — снизить процент аварийности. В прошлом году из 50 очагов, где чаще всего происходили ДТП, 5 пришлось на Комсомольский проспект. В мэрии считают, что чем уже будут полосы, тем организованнее будут ехать водители.

— Если мы исключим перестроения, человек, встав в центральную полосу на Каслинской, должен спокойно доехать до Чичерина, без каких-либо перестроений. Будет единая скорость потока за счет сокращения боковых интервалов, сократится дистанция, возрастет плотность потока. Хаотичные перестроения уйдут, — уверяют спикеры.

В теории — да. Но вы можете себе представить человека, который жертвует личным комфортом, продает машину и пересаживается на автобус? А лихачей (особенно среди маршрутчиков), которые перестают метаться из полосы в полосу, а начинают ехать в режиме пенсионера?

И сейчас еще лето. А что будет, когда начнутся снегопады? Собравшиеся журналисты вспоминают прошедшую зиму, когда из-за некачественной работы подрядчика на улице Братьев Кашириных правая полоса большую часть времени была завалена снегом. Если перенести результаты такой уборки на Комсомольский проспект, автомобилистам из двух полос вообще одна останется?

— По вашей логике мы должны на Комсомольском проспекте сделать отдельную полосу под снег? — попробовал парировать Ринат Кучитаров.

— Вы ездили по Кашириных прошлой зимой? — не успокаивались журналисты.

— Да, ездил. Были проблемы с подрядчиком. В этом году постараемся их не допустить.

— Постараемся не допустить или проблем не будет? — попросил уточнить автор строк.

— Мы приложим все усилия...

Хотя, есть вопросы или нет их, неважно: ремонт проспекта идет полным ходом. Отрезок от улицы Чайковского до Молодогвардейцев готов на 95%. Скоро на этом участке уже начнут наносить разметку. Параллельно продолжится ремонт от Молодогвардейцев до Чичерина. Окончание работ по муниципальному контракту запланировано на 20 августа.

Хотелось бы, чтобы после этого замыслы чиновников воплотились в жизнь не только в идеальной картине мира, где все участники движения друг друга уважают и едут организованно (а еще желательно и на автобусе), но и в Челябинске.