Контент-план

Как жить без «Бэтмена»?

pixabay.com

Блокировка в России коснулась всего, в том числе и важнейшего из искусств. Нашему зрителю (легально) не покажут громких голливудских и европейских премьер этого года. Событие само по себе неприятное, но пока что нам есть чем закрыть брешь в потреблении контента — на это отечественная индустрия работала несколько последних лет.

Как-то так вышло, что еще до наступления 2022-го я полностью перешла на российский сериальный контент, причем совершенно того от себя не ожидая.

Началось это весной прошлого года, когда я подключила «Кинопоиск». Не Netflix, не Apple TV, не Amazon, а именно наш отечественный сервис. И дефицита на рынке таковых, к счастью, тоже нет — Okko, Kion, More.tv, IVI... Выбрать есть из чего, ну, для того, чтобы в хорошем качестве пересматривать Тарковского, например, или золотой фонд советского кино, а особенно — военные ленты ко Дню Победы.

Подключение обернулось тем, что внезапно сериалы если не заменили для меня полный метр, то точно сравнялись с ним по количеству отведенного на просмотр времени. «Казанова», «Последний министр», «Настя, соберись!», «Медиатор», «За час до рассвета», «Почка», «Карамора», «Триггер», «Вертинский», «Чики», «ППЧМЗ», «Псих», «Хороший человек», «Ваша честь» — прекрасные продукты, сделанные по всем лекалам и стандартам мирового сериального производства. И главное тут, конечно, хороший сценарий.

Да, наши специалисты недвусмысленно передают пасхалки западным коллегам и наставникам — например, героиня «Последнего министра» в одной из серий пишет письмо Аарону Соркину — но все же нельзя сказать, что, выпав из рукава мировой шинели, мы ничего не смогли этому миру предложить сами. В конце концов, тот же Netflix купил у нас не только причудливый «Метод» и суперактуальную «Эпидемию», но и вполне себе попсового «Мажора» — значит, снятая в России типично киношная, полусказочная история понятна и приятна и западному обывателю.

Съемки сериала «Метод»

Эти шаги начались даже не позавчера: первый отечественный сериальный продукт, который потряс зрителей — «Краткий курс счастливой жизни» Валерии Гай Германики в 2012 году. До этого была не менее бьющая по мозгам «Школа», но все же именно своеобразный перевертыш «Секса в большом городе» (лично мне так не кажется, но именно так называл «Краткий курс» каждый третий критик) заставил всех говорить о свежем воздухе на экранах (замечу, что стриминг-сервисы тогда были в зачаточном состоянии, сериалы показывали по ТВ). В этом году ККСЖ исполняется 10 лет, и за это время он успел опосредованно породить «Сладкую жизнь», «Измены» и «Содержанок». Сегодня Германика вновь выпустила сериал — «Обоюдное согласие», который, судя по всему, может дать новый импульс карьере актрисы Светланы Ивановой (как когда-то «Краткий курс» основательно перезагрузил имидж и диапазон Светланы Ходченковой). Не говоря уж о том, что мы внезапно узрели в качестве неплохого актера магистра «Что? Где? Когда?» Андрея Козлова.

Андрей Козлов в сериале «Обоюдное согласие»

К чему бы я это все? Ну, к тому, что в отсутствие на экранах голливудских блокбастеров разборчивому зрителю скучать точно не придется. Напомню, 1 марта 2022 года стало известно, что компания Walt Disney Pictures приостанавливает выпуск своих фильмов на территории РФ. Вскоре к ней присоединились другие крупнейшие голливудские студии: Warner Bros., например, отменила выход нового «Бэтмена», назначенный на 3 марта (не скрою, данное событие меня огорчило — но больше из-за того, что не получилось сравнить новый фильм с гениальным перезапуском франшизы от Криса Нолана). Netflix заморозил производство совместных с Россией сериалов, а европейские фестивали заявили, что не будут принимать официальные российские делегации.

При этом подключенный сервис пока что продолжает предлагать и показывать мировые премьеры — например, победителей Канн и Венеции прошлого года «Титан» и «Событие» я посмотрела совершенно легально (и без особого восторга, но это отдельный разговор, не имеющий никакого отношения к усложнению отношений с западной частью мира и качеству его кинопродукции). Меня такое положение вещей на сегодняшний момент вполне устраивает, но понятно, что непонятно, что будет дальше. Точнее, понятно одно — наши кинотеатры на одних повторах «Холопа», «Брата» и камерных показах шедевров прошлых лет вряд ли вытянут. Оптимизация неизбежна, равно как и разворот потребителя к стриминг-сервисам. И — тем же сериалам.

Пандемия коронавируса первой увела зрителей из кинотеатров и посадила их перед ноутбуками. Санкции это продолжили

И, разумеется, тем, кто жить без того же «Бэтмена» не может, придется вернуться к пиратским платформам. Мне это кажется крайне неудобным и нехорошим шагом — мы только-только научились цивилизованно платить за контент. Также мне кажется, что потеря российского рынка для западных студий — тоже нехорошее событие, не говоря уж о совместных проектах. Источники говорят разное, в том числе и то, что блокбастеры и авторское кино Америки и Европы вернутся в российские кинотеатры в обозримом будущем, но делать какие-то прогнозы пока совершенно невозможно.

Кино уже обещало вернуться. И делало это

Я как человек, искренне влюбленный в кино, надеюсь, что вся мировая продукция вернется в наши залы. А пока пересмотрю все, до чего не доходили руки раньше. А это просто огромное количество превосходных фильмов и сериалов. В том числе и отечественных. Пандемия научила нас ждать и использовать с умом и время, и имеющиеся ресурсы — и к искусству это относится в полнейшей мере. Нашей стране есть что предложить зрителю, и сейчас самое время узнать об этом тем, кто о таком даже не подозревал.