Снегопады, перемены температур, гололедица... в общем, не лучшая пора для автолюбителей. Ежедневно в СМИ появляется информация об уборке снега в Челябинске. Администрация информирует о количестве единиц техники, а также объеме вывезенного за сутки снега. И каждый день — сотни тонн. У челябинцев вопрос следующий: откуда, если осадков нет?
Предисловие: термин «пушкинская зима» отсылает к роману «Евгений Онегин». Погоду в произведении описывают следующие строки: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе».
«В декабре зима окончательно вступает в свои права. В этом месяце самые короткие дни и самые длинные ночи. Если сравнивать три зимних месяца, то декабрь отличается самой большой продолжительностью осадков и самыми затяжными метелями», — сообщают в Челябинском гидрометцентре.
Еще обещанные снегопады не наступили, а из Челябинска снег вывозят уже сотнями тонн в сутки. Вот, например, в субботу с дорог убрали 862,5 тонн снега, в воскресенье — около 567 тонн, в понедельник — 826,4 тонн. Снег идет — дороги чистят, снега нет — дороги чистят.
Прошедшие зимы неизменно дарили челябинцам дивные виды: центральные улицы расчищались, чего нельзя было в полной мере сказать о тротуарах, дворах и прилегающих к домам территориях. Вместо того, чтобы убирать, снег предпочитали засыпать солью, на дорогах образовывалась слякотная жижа. Потом это месиво еще и сваливали прямиком под окнами домов. Как итог, констатировали горожане: «Челябинск превращается в черный-черный сугроб».
В этом году дорожники было принялись работать «по накатанной». Как только начались первые снегопады, при посыпке дорог соли не пожалели. Но такую прыть пресек губернатор. В конце ноября во время рабочей поездки по осмотру дорог Алексей Текслер работу подрядчиков основательно раскритиковал.
— Вы отработали всю весну, лето, сейчас наступает новый зимний сезон. Большое количество замечаний в соцсетях, и не только там, увидел по содержанию. И опять началась проблематика соли! Мы с вами уже раз договаривались, и я еще раз повторяю: город должен быть чистым. Обращаю ваше внимание. Соль, прилотковая часть, тротуары. Напоминаю, коллеги: город должен быть чистым. Все меня поняли? Договорились?
Как результат — этой зимой город, чего уж там, можно сказать преобразился. Дороги действительно чистые. Куч, к которым с подачи челябинцев прилипла фамилия бывшего градоначальника, вдоль улиц уже не видать.
«В Челябинске кардинально изменен подход к уборке снега в зимний период. Задача подрядчиков — не топить снег реагентами, как это делалось в предыдущие годы, а чистить механически. Соответственно, количество снежно-ледяных масс, вывозимое на полигон, существенно увеличилось. По поручению главы города Натальи Котовой в этом году впервые был заключен дополнительный контракт на организацию снегосвалки и последующую ее рекультивацию», — сообщает пресс-служба горадминистрации.
Мало того, горожан еще и стали ежедневно информировать о том, сколько людей и спецмашин убирают Челябинск, сколько тонн вывозится. Но как-то не сложилось понимания: много это или мало? Причем не только у жителей, но и, например, у активистов Общероссийского народного фронта.
«Комитет дорожного хозяйства отчитывается о количестве вывезенных тонн снега. Людям важен результат, который можно увидеть, — чистые тротуары, безопасные дороги, а не цифры», — заявляет эксперт ОНФ в Челябинской области Олег Гудимов.
Так почему все-таки главенствуют цифры? Давайте разбираться.
Кто убирает снег в городе?
Еще в декабре 2019 года были завершены аукционы, объявленные Администрацией Челябинска на уборку всех районов города от снега на ближайшие три года (до 2022-го).
По итогам аукциона:
Торги на уборку снега в Тракторозаводском, Ленинском, Калининском, Курчатовском и Металлургическом районах в зимний период 2020-2022 годов выиграла компания ООО «Строймеханизация». Это примерно 65% всех работ в городе. Сумма — более миллиарда рублей за три года.
На уборку Центрального и Советского района аукцион выиграла компания «АНТ», но контракт с ней так и не был подписан. Администрация города отказалась от услуг вышеупомянутой компании. В протоколе отказа значится, что компания предоставила недостоверную информацию о соответствии требованиям контракта. После чего контракт на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети Центрального и Советского районов Челябинска был заключен с компанией ООО «Стройтех».
Организация обслуживает два района за 543 млн рублей в период с 2020-го по 2022 годы. Также в этих районах работают еще два подрядчика: ООО «Динамика» в Центральном районе и ООО «Стройсервис» — в Советском.
Как убирают снег в Челябинске?
Редакция «Челябинского обзора» неоднократно просила подрядчиков продемонстрировать весь процесс уборки снега: от расчистки до вывоза на полигон. Но не сложилось. Каждый раз процесс откладывался по разным причинам (и не с нашей стороны эти причины появлялись). Поэтому начали изучать этот вопрос сами.
На начальном этапе уборочные машины сгребают снег на обочины. После очистки снег необходимо погрузить в самосвалы и вывезти на снегосвалку. Непосредственно там снег трамбуют бульдозером, а к весне он тает. По всему периметру снегосвалки образованы рвы, чтобы воды от тающего снега стекались в одно место, после чего происходит испарение растаявшего снега в весеннее и летнее время.
Чтобы сэкономить время на перевозку, в городе используют снегоплавильные камеры, в которых снег растапливают, а затем сливают влагу в ливневую канализацию.
При борьбе с наледью необходимо сразу начинать механическую уборку снега, чтобы сократить использование реагентов при плавлении льда. Дороги Челябинска должны обрабатываться противогололедными материалами (ПГМ) только на опасных участках: спусках, подъемах, перекрестках, согласно ГОСТам.
«Особенности климатического режима Челябинска и области, где перепад температур может меняться с плюса в дневное время до глубокого минуса в ночное время, не позволяют полностью отказаться от применения противогололедных материалов в зимнем содержании», — объясняют в Комитете дорожного хозяйства (КДХ) города.
На сегодняшний день подрядные организации используют: КДМ (комбинированные дорожные машины), МТЗ (малогабаритные трактора), погрузчики, самосвалы и автогрейдеры, а также дорожных рабочих.
В среднем в сутки задействовано 175 единиц техники и 252 дорожных рабочих. При необходимости максимальное количество спецтехники, которое может быть задействовано в зимний период на улицах города, составляет порядка 300 единиц и 300 ручных дорожных рабочих, сообщает пресс-служба КДХ Челябинска.
Куда везти?
Новая снегосвалка расположена на улице Героев Танкограда, 12п в Металлургическом районе. Площадь составляет 20 071 квадратных метров. С 22 октября 2020 года было вывезено 19 785 тонн снега (данные на 1 декабря 2020 — прим. редакции).
Как итог
Город действительно выглядит чище. Но можно ли сказать, что это однозначная заслуга дорожников? Претензии по работе подрядчиков звучат чуть ли не на каждом аппаратном совещании в Администрации Челябинска. Так, только за первую неделю декабря КДХ за ненадлежащее исполнение контрактов по содержанию улично-дорожной сети было выдано 28 предписаний:
— ООО «Строймеханизация» — 25 предписаний (6 исполнены, 19 в работе, по одному подготовлены документы на штрафные санкции в связи с неисполнением);
— ООО «Динамика» — три предписания (два исполнены, один в работе);
— ООО «Стройсервис» и ООО «Стройтех» — без предписаний.
И опять цифры. Но вновь (как и с сотнями тонн вывезенного снега) без каких-то оценок: а много нарушений или мало? С одной стороны, почти 30 предписаний за неделю — вроде много. Но если учесть, что на город-миллионник, уже так и не кажется.
В общем, нужна ли горожанам информация о том, сколько тонн снега вывезли, а сколько расплавили, решать, конечно, самим горожанам. От оцифровки процессов в любом случае не уйти, потому что объем вывезенного снега и зафиксированная протяженность пути снегоуборочной техники — это и есть оценка отработанных средств на уборку города. Но на наш взгляд, эти тонны и кубометры все-таки больше для отчетности, а главным критерием оценки работы подрядчиков являются чистота и порядок на проезжей части и во дворах. Стали ли в этом году дорожники действительно работать лучше или им пока благоволит относительно бесснежная погода? Ответ на этот вопрос мы узнаем уж точно не завтра-послезавтра. Первые мало-мальски затяжные осадки прогнозируются в Челябинске на 17–20 декабря.