Разгоним дымку над Уралом

Как в Челябинской области реализуется нацпроект «Экология»

Андрей Ткаченко

В России идет второй год реализации национального проекта «Экология». Тема для Челябинска особенно болезненная и важная. Но первые шаги уже сделаны. Что они нам принесли, что делается сейчас (несмотря на вездесущую «корону») и что еще предстоит?

Нацпроекты, нацпроекты — постоянно про них слышим, что это такое — понимают ладно если хотя бы процентов 10 жителей Челябинской области. По сути это глобальный план, рассчитанный на пять лет, включающий комплексные мероприятия, направленные на достижение установленных целей. Вот наша любимая «Экология» — в паспорте проекта по пунктам расписано, чего и в каких сферах мы должны достичь по всей стране к 2024 году (на сайте, посвященном нацпроектам, есть и более наглядная инфографика).

Этот глобальный национальный проект делится на более мелкие, точечные. Один них, наиболее нас интересующий — федеральный проект «Чистый воздух». Он реализуется всего в 12 городах страны — где население по понятным причинам и сложившимся обстоятельствам наиболее чувствительно относится к состоянию атмосферного воздуха. И среди них — Челябинск и Магнитогорск. Но это все лирика — главное, конкретные факты. А что у нас с ними?

Один из главных методов — подписание четырехсторонних соглашений. Между предприятием, Министерством экологии, Росприроднадзором и Правительством Челябинской Области. В рамках этих соглашений заводы модернизируют оборудование — на более щадящее по отношению к природе. Чем и начали довольно активно заниматься челябинские промышленные гиганты (и не только гиганты) с прошлого года.

«Понятно, что это только начало, мы в середине прошлого года заключили эти соглашения и их реализуем. Мы дополнительно предлагаем мероприятия, которые направлены на решение самых важных проблем в части воздуха, тех, которые видны людям и чувствуются каждый день. Для нас это сегодня одна из основных задач, чтобы радикально решить проблему с чистым воздухом в наших крупных городах.

В качестве новой практики, которую поддержал Росприроднадзор, мы приступили к заключению соглашений со всеми промышленными предприятиями и предприятиями АПК, которые являются источниками загрязнения воздуха. У нас большое количество крупных предприятий в городах. Порядка 30 соглашений готово к подписанию, а всего их будет больше 70», — отмечает губернатор Алексей Текслер.

Алексей Текслер: всего будет больше 70 соглашений Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Предприятия переоборудуют себя, но следить за их выхлопами соответствующие инстанции, конечно, не перестанут. Более того, контролировать будут даже более тщательно. Для этого необходимо развивать и систему мониторинга.

«В прошлом году мы выполнили довольно много мероприятий, которые привели к снижению выбросов. Предприятия проводят техническое переоборудование, заменяют фильтры, модернизируют системы газоочистки, — отмечает начальник Управления охраны окружающей среды Минэкологии Марина Гартвик. — Еще одна из мер — появление новых постов мониторингов воздуха. Оно, конечно, само не повлияет на снижение выбросов, но позволит оперативно фиксировать загрязнения. Раньше у нас были только стационарные посты Гидрометцентра, но потихоньку у нас стало появляться их больше. В 2018 году были приобретены два поста, в 2019-м — еще один — за областные средства. Еще шесть были переданы из Курганской области. В прошлом году мы провели их диагностику, сейчас приступили к их дооснащению, также прорабатываем сигнальную сеть наблюдений. Все это позволит видеть более полную картину. Так что, несмотря на коронавирус, мы продолжаем работать, разворачивать эту сеть наблюдений. Надеюсь, до конца года это будет завершено в тестовом режиме».

В Челябинской области развивают сеть наблюдений за состоянием воздуха

Не менее важным шагом в рамках федерального проекта «Чистый воздух» стал перевод общественного транспорта на экологически чистое топливо. То, что автомобильные выхлопы вносят большой вклад в общий котел, наглядно доказали замеры Минэкологии региона в период пандемии коронавируса. «В районе оживленных автомагистралей зафиксировано снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 40–50%», — рассказали в ведомстве.

Отобрать автомобили у владельцев, конечно, не получится (да никто и не собирается). Так что в прошлом году началась работа над модернизацией общественного транспорта. Для начала — 66 новых автобусов в Челябинске, новые трамваи в Магнитогорске. Дальше — больше. В этом году ожидается приличная сумма из федерального «кармана» на новые машины. Несмотря на то, что решение пока находится на рассмотрении, можно сказать, деньги региону уже практически гарантированы. «В Челябинск будут направлены средства на закупку 350 автобусов, работающих на газомоторном топливе», — говорила в апреле глава Росприроднадзора Светлана Радионова.

Транспорт вносит ощутимый вклад в загрязнение воздуха

«События показали, что транспорт вносит большой вклад в состояние воздуха, — комментирует доцент кафедры геоэкологии и природопользования ЧелГУ Дмитрий Двинин. — Поэтому, конечно, необходимо сделать ставку на экологический транспорт. Сначала — на газомоторное топливо, как это происходит сейчас — а затем, может, даже и на электротранспорт. Это вопрос не такого далекого будущего, в Европе он уже используется. Так что первое направление — это менять топливо. Второе — переключить людей на другие виды транспорта, например, строить велодорожки, сделать общественный транспорт более комфортным, он должен ходить часто, в достаточном количестве.

Челябинская свалка, пусть уже и закрытая, также вносит свой ощутимый вклад. Не как предприятия, конечно — но порядка 5–10%, особенно пожары, как на Коркинском разрезе, резко негативно влияют на атмосферу. Подготовка уже началась, так что эффект должны увидеть, почувствовать уже в этом году».

Рекультивация свалки должна внести ощутимый вклад в состояние воздуха Фото: Минэкологии Челябинской области

Пока до появления электротранспорта на челябинских улицах еще далеко, а свалка не зазеленела — но теми мерами, что уже приняты, в 2019 году удалось снизить объемы выбросов загрязняющих веществ по Челябинску до 3%, по Магнитогорску — 2,5%. К 2024 году эта цифра должна достигнуть не менее 20% — возможно ли такое?

«В принципе, могу сказать, что ситуация начала улучшаться. Жалоб от жителей стало меньше. Конечно, они не прекратятся, но все равно, чувствуется, что их меньше, — продолжает Дмитрий Двинин. — Власти продолжают работать с предприятиями. Раньше у предприятий не было особой мотивации, экономического стимула этим заниматься. А сейчас им приходится модернизировать оборудование. Так что снижение на 20% к 2024 году возможно. Тут такой эффект низкой базы. Годами этой ситуацией никто не занимался, так что такое резкое вложение усилий, конечно, даст свой результат».

Проект «Чистый воздух» реализуется в 12 городах страны

И напоследок — коронавирус коронавирусом, а когда он закончится, люди захотят на чистый свежий воздух. И где его взять, как не в городском бору? Тем более что там появится новая экотропа. «Хочется, чтобы люди чаще гуляли, естественно, когда закончатся все наши мероприятия, связанные с обязательной самоизоляцией. В то же время наша задача — сделать так, чтобы отдых не наносил вред самому лесу. Сейчас ведется создание экологических троп, в прошлом году в Челябинском бору было организовано несколько троп, в этом году есть соответствующие планы в рамках нацпроекта „Экология“. И как только у нас закончится вся эта ситуация с коронавирусом, челябинцы должны получить еще одну тропу в городском бору для прогулок и отдыха», — подчеркнул губернатор.

Для справки:

Национальный проект «Экология» на территории Челябинской области включает:

  • Эксперимент по квотированию выбросов в Челябинске и Магнитогорске;
  • Заключение соглашений с предприятиями о снижении выбросов;
  • Развитие экотранспорта (автобусы на газу, трамваи);
  • Новые посты контроля качества атмосферы.

В 2019 году в рамках нацпроекта стартовала рекультивация Челябинской городской свалки — крупнейшей свалки твердых бытовых отходов в стране.

Промышленные предприятия региона приступили к реализации мероприятий в рамках четырехсторонних соглашений (между предприятиями, Минэкологии, Правительством области и Росприроднадзором). Среди них — техническое перевооружение производств, вывод из работы устаревшего оборудования, покупка станций непрерывного контроля атмосферного качества воздуха.

Ожидаемые итоги:

  • Выбросы в атмосферу снизятся на 38% в Челябинске, на 20% — в Магнитогорске.
  • Улучшится качество жизни 3,5 млн человек.