Круглый стол переговоров, две конфликтующие стороны, независимый судья — так выглядит обычный день для юных медиаторов Челябинска. Школьники учатся общаться с проблемными сверстниками, решать повседневные конфликты и привносить в мир позитивные эмоции. Что такое медиация? Как в Челябинске разрешают разногласия у подростков? И кто может стать медиатором-ровесником?
Юные медиаторы
«Изначально у меня была цель — я хотела в будущем стать психологом. Сейчас мне просто нравится быть полезной в школе, полезной для детей, для жизни», — делится ученица 8-го класса школы № 56 Софья.
«Мне нравится решать конфликты. Это довольно интересно. Бывают разные ситуации, где одна сторона права, а другая нет, или обе не правы. Новый конфликт требует новых решений. Это как шахматная игра, каждый раз новый исход», — рассказывает десятиклассник школы № 56 Егор.
«Это экспериментальная для детей сфера, когда со школьниками, помимо взрослых, общаются еще и их ровесники, те же дети, что и они. Ровесникам-медиаторам школьники открываются больше, они им доверяют», — считает ученик 10-го класса школы № 56 Иван.
Конфликты в наше время развиваются со стремительной скоростью. Ссоры между людьми возникают в быту, на работе, в школе, универе, в общественном транспорте, в мессенджерах. Для восстановления равновесия, сглаживания и решения конфликтных ситуаций в Челябинске было создано единое городское пространство по осуществлению медиации.
И нет, медиация не тоже самое, что медитация. Хотя на слух спутать довольно легко. Медиация — это внесудебный способ урегулирования спора при содействии независимого посредника. А медиатор — третий, независимый человек, который помогает в разрешении какого-либо конфликта.
Если раньше споры между детьми разрешали взрослые, то сейчас активное участие в решении конфликтов принимают и сами несовершеннолетние — появились медиаторы-ровесники.
«Школа — социальная среда, где без конфликтов не обойтись. Они возникают между детьми, между родителями и педагогами, а также между учителями. Ситуаций, на самом деле, очень много, — рассказывает педагог-психолог школы № 56 Оксана Ледкова. — Медиатор помогает в разрешении каких-либо сложных вопросов. Его задача — выслушать две стороны конфликта, услышать точки зрения и найти шаги для примирения. Медиаторы-ровесники выполняют те же задачи, занимаясь исключительно детскими конфликтами».
Одной из ресурсных площадок по созданию школ медиации в Челябинске стала школа № 56. Ее ученики — Егор, Иван и Софья — еще в прошлом году прошли обучение в Ресурсном центре медиации Челябинска. Ребята получили дипломы и сейчас активно помогают школьникам в разрешении конфликтов.
«Нас с Ваней пригласила классная руководительница на все это движение, — рассказывает Егор. — Мы подумали, что нам это интересно и записались сюда. Сначала обучались, потом, в начале этого учебного года, начали решать разные конфликтные ситуации в школе. Помимо этого проводили такие мероприятия, как уроки добра и доброжелательности для детей».
Подобная ситуация произошла и у Софьи. Девушка узнала про медиацию от классного руководителя, после чего начала посещать внеучебные занятия в школе, а затем приняла решение пройти обучение в центре.
По словам школьников, ситуации с детьми бывают разные: кто парту не поделил, кто за волосы дернул или обозвал кого-то. Юные медиаторы помогают всем.
«В большинстве случаев самый проблемный класс — это пятый, потому что у них чаще всего возникают ситуации буллинга. Много случаев было, когда в одном классе мальчик или девочка, неважно кто, мало общается со сверстниками, чувствует себя отстраненным от общества. Над такими детьми зачастую одноклассники подшучивают, ребенок сам не справляется с этим давлением, именно в такие моменты на помощь приходим мы», — делится Егор.
Помогать детям приходится косвенно. Медиатор-ровесник должен выслушать мнение сторон, понять причину спора, а затем помочь конфликтующим найти решение своей проблемы самим. Давать подсказки или советовать сторонам как поступить — строго запрещено.
«Основа медиации — это не выдать готовое решение, а сблизить стороны и дать им понять, хотят они взаимодействовать или нет. Медиатор дает обещание о неразглашении информации. Никто кроме двоих, ну или, может быть, троих, не знает об этом разговоре. То есть человек может довериться медиатору», — комментирует Иван.
Конфиденциальный разговор за закрытыми дверями называется кокус. Это индивидуальный сеанс с одной из сторон конфликта, проходящий лицом к лицу с медиатором. В основном кокус применяют в том случае, когда конфликтная ситуация зашла в тупик.
«Цель нашей медиативной работы — снижение конфликтных ситуаций в школе. Для того, чтобы образовательная среда была более гармонична, психологически безопасна. В этом заключается самый главный смысл», — считает Оксана Юрьевна.
Ребята планируют использовать полученные знания и навыки в дальнейшей жизни. Софья хочет стать психологом, Иван — занять руководящую должность. Десятиклассник уверен, что навык разрешения конфликтных ситуаций и умение общаться с людьми сыграет немаловажную роль в построении его карьеры и взаимодействии с подчиненными, а также с руководством. Егор же ушел в другую «степь», в его планах в будущем стать программистом.
«На самом деле, в жизни в любом случае это пригодится. У нас не только в школах бывают конфликты, но и на работе между коллегами, в вузах между студентами, там ведь тоже достаточно социально активная среда, поэтому грамотно уметь общаться, вести диалог, уметь разрешать конфликты — это важно», — комментирует психолог.
Ресурсный центр медиации
Как уже было сказано ранее, обучение школьники прошли на базе Ресурсного центра медиации Челябинска. Это единое городское пространство по своевременному, доступному и квалифицированному осуществлению процедур медиации, восстановительных практик и качественному прорабатыванию конфликтных ситуаций.
«Главная задача центра — сокращение конфликтных ситуаций во всех образовательных организациях Челябинска, а также создания безопасных условий для всех участников образовательной деятельности», — комментирует директор Ресурсного центра медиации Ольга Меркасимова.
Базовые опорные площадки городского инновационного проекта «Ресурсный центр медиации Челябинска»:
- Образовательный центр № 2
- Образовательный центр № 3
- Школа № 5
- Школа № 32
- Школа № 42
- Школа № 56
- Лицей № 148
Помимо обучения школьников и педагогов навыкам проведения примирительных программ, центр проводит восстановительные практики с несовершеннолетними правонарушителями, пострадавшими, их родителями, а также с конфликтующими сторонами (обучающимися, педагогами и родителями).
Современная терапия
Современные проблемы требуют современных решений. На базе ресурсного центра используются две новейшие технологии для борьбы с кризисными ситуациями: метод ДПДГ (десенсибилизация и переработка движениями глаз) и метод БОС (биологическая обратная связь).
«СИГВЕТ ДПДГ-2020 — данный прибор помогает перерабатывать негативную информацию, которая случается с нами во время каких-то сложных жизненных ситуаций. Как правило, мы ее не проживаем, а загоняем вглубь и потом не знаем, что с этим делать (головные боли, отсутствие настроения, депрессия и так далее). И этот прибор работает для того, чтобы снизить интенсивность этой травмы», — рассказывает педагог-психолог, медиатор центра Елена Уланова.
Метод ДПДГ работает с последствиями психотравмирующих событий:
- болезненные воспоминания;
- отрицательное самопредставление;
- неуверенность в себе;
- негативные эмоции;
- повышенная тревожность, страхи;
- чувство вины и обиды.
БОС-терапия — немедикаментозная технология коррекции состояний человека. Данный метод рекомендован при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, при эмоциональной нестабильности, перепадах настроения, тревожности, страхах, при агрессии и потере самоконтроля.
«На ребенка надевают датчики, компьютер считывает электрическую активность головного мозга, после чего начинается тренировка. Это может быть, к примеру, игра „Подводная лодка“, — объясняет Елена Уланова. — Если ребенок правильно дышит, хорошо сидит, то подводная лодка плывет и начинает ловить рыбу. Как только он отвлекается, лодка натыкается на мины и происходит неприятный звук. В конце тренировки на экране отображается процесс работы ребенка, он получает оценку».
Помимо указанных методов, центр также проводит занятия с использованием таких направлений, как нарративная медиация, этномедиация, профориентация и так далее.
Подробнее о деятельности Ресурсного центра медиации можно узнать на сайте rcm74.ru.