Главное, чтобы костюмчик сидел

Как в Челябинске развивается индустрия моды?

Андрей Ткаченко

Челябинск неизменно ассоциируется с промышленностью и на федеральном уровне получил клише «сурового города». Однако посмотрев на улицы столицы Южного Урала, можно предположить, что это не так. Оказывается, стилисты и дизайнеры из Челябинска известны даже за пределами нашей страны, да и не все жители предпочитают сливаться с городскими красками, а стараются выделиться элегантными нарядами и яркими прическами. Есть ли у Южного Урала свой уникальный стиль? И кто сейчас следит за модой?

Может быть, и не зря к Челябинску приклеили ярлык «суровый». Наши девушки, утверждают дизайнеры, даже в минус 20 могут выйти на улицу в мини-юбках. Красота требует жертв? Зачастую — да. Вот и пойди разберись: стилисты при таких несуразностях моду диктуют или же просто подстраиваются под не вполне логичные поступки горожан?

Оксана Кобякова большую часть своей жизни связывала с сухими цифрами — работала заместителем бухгалтера. Но однажды возникла мысль: «Так жить мне больше не хочется». Женщина уже в серьезном возрасте пошла на курсы стилиста.

«Я, как и любая другая девочка, интересовалась красотой, модой, хотела сделать себе красивый макияж. И после курсов мне предложили стать ассистентом. Было это в 2012-2013 годах. Совмещала две работы одновременно. Тогда-то все и завертелось. После декрета ушла полностью в стилисты», — рассказывает собеседник.

Вначале работа с макияжем. Потом взялась за прически. Оксана вошла во вкус и теперь сопровождает обратившихся к ней челябинцев по магазинам, помогая с выбором одежды. Можно сказать, что за девять лет, что она крутится в этой сфере, научилась создавать образ человека «под ключ».

«То, как одеваются наши челябинцы, зависит, прежде всего, от сферы деятельности и, конечно, от финансовой возможности, интересов — увлекаются они вообще модой или нет. Если говорить про работу или учебу: если человек работает в офисе, и работа у него занимает большую часть жизни, то чаще всего он отдает предпочтение костюмным ансамблям либо деловому, классическому стилю. Соответственно, его гардероб сформирован именно в этом стилевом направлении, и в обычной жизни он также будет одеваться в деловом стиле. Если человек увлекается спортом, то и большая часть его гардероба будет состоять из каких-то спортивных вещей, например, из модных сейчас спортивных комплектов и костюмов. Соответственно, свой внешний вид он будет формировать либо в спортивной стилистике, либо в спорт-casual, то есть разделять спортивный костюм, сочетать худи с брюками либо спортивные брюки с пиджаками», — делится своим мнением стилист.

Зеленый цвет самый популярный в этом сезоне наравне с лиловым

По словам Оксаны Кобяковой, не последнюю роль также играют социум и окружение. Когда кто-то рядом с тобой выглядит эффектно и красиво, невольно хочется быть ничем не хуже. Эта тенденция очень ярко прослеживается у студентов и школьников: молодежь лучше и быстрее подхватывает всевозможные модные тренды. По наблюдениям стилиста, мода для многих стоит выше комфорта. Например, в феврале 2021 года были популярны оверсайзные куртки-косухи и мини-юбки. И девушки ходили по последнему писку моды — белые рубашки, эти самые мини-юбки и косухи — а на улице, между прочим, лютый мороз.

Клетчатые черно-белые вещи так же считаются последним писком моды

Так есть же у челябинцев какая-то самобытность в стиле, или мы движемся в тренде других городов? Оксана Кобякова считает, что, в принципе, существенной разницы между регионами нет:

«Мода диктуется вообще из-за рубежа, недаром проходят ежегодные модные показы. Если сравнивать Челябинск с другой уральской столицей, то в Екатеринбурге больше возможностей, больший ассортимент, потому что там сосредоточено больше дизайнеров. Почему они сосредоточены больше в Екатеринбурге? Потому что если сравнить граждан Свердловской области и Челябинской, в Свердловской области ежемесячный доход больше. А все дизайнерские вещи более дорогие, так же, как и брендовые. Если брать моду именно на улице города, то нет никаких ограничений. Если у челябинца есть возможность — неважно, мужчина, женщина — сесть на машину, через два часа оказаться в Екатеринбурге, приобрести что-то более интересное там и вернуться, то разницы между такими челябинцами или людьми из Москвы или Екатеринбурга мы даже не заметим».

Яркие и смелые цвета — основной тренд этой осени

Но что насчет текущего сезона? Какие модные тенденции преобладают сейчас и будут держаться еще некоторое время? Сейчас все еще актуальны облегающие фигуру модели и комбинезоны.

«На сегодняшний день актуальна, если касаемо верхней одежды, яркая цветовая гамма — пальто и искусственных шуб. В этом году шубы отличаются от прошлого года тем, что должны быть еще объемнее, с длинным ворсом. Когда я работала преподавателем в школе „Имидж“, а это было семь лет назад, читала лекции, показывала картинки: шубу — чубака она называлась — надеваешь и как снежный человек смотришься. Вот эта мода до России дошла только сейчас, семь лет прошло. Плюшевые пальто, так называемые „чебурашки“ и „тедди“, все еще актуальны, но их отличает от предыдущих сезонов цветовая гамма. То есть первый тренд — это яркая цветовая гамма, как в верхней, так и в обычной одежде. Второе — где бы то ни было преобладают лиловый и зеленый, травянисто-зеленый цвет. Это могут быть жакеты, аксессуары — допустим, носки, шарфы, просто рубашки, но это зимой будет очень актуально», — рассказывает стилист.

С готовыми коллекциями разобрались. С ТРК в городе проблем нет. В каждом из них — десятки отделов с одеждой. Если очень хочется выделиться, можно заказать услугу стилиста, он поможет создать образ. Но в любом случае это будет образ, составленный из масс-маркета. А если есть желание вообще быть единственной и неповторимой? Пользуются ли в Челябинске спросом профессиональные (и как следствие — более дорогие) дизайнерские вещи?

«ЭНСО» — это семейный бизнес. Мария помогает своей матери с самого начала основания бренда Фото из личного архива Дарьи Сапуновой

11 лет назад в Челябинске открылось производство под торговой маркой «ЭНСО». Светлана Размахова путь до основателя компании прошла с самых азов. В 90-е она выучилась на портниху и пошла работать в ателье. В один из моментов женщина ушла в декретный отпуск. Но дело не забросила и продолжила шить дома. Бралась за любые заказы: рубашки, шапки, шубы. Когда объем заказов хорошо «попер», открыла уже свое ателье. Но в 21 веке в Челябинск пришли мировые торговые марки, начали появляться как отдельные брендовые магазины, так и секции в торгово-развлекательных комплексах. Горожане распробовали стильные товары, еще и в 2008 году в России грянул финансовый кризис; бизнес Размаховой пошел на спад. Пришлось искать для себя новые ниши. И в тот момент возникла идея пошива корпоративной формы для отелей, торговых сетей. Так ателье переориентировалось на выпуск спецодежды. Но желание создавать что-то красивое, женственное никуда не делось.

«Светлана Анатольевна (основатель и дизайнер „ЭНСО“ — прим. редакции) пошла учиться на мастера бизнеса, и там ей в голову пришла идея по пошиву женских сорочек. Написала дипломную работу и воплотила ее в жизнь. Как появилась торговая марка? Во время обучения она прочла книгу, в которой рассказывалось про знак „энсо“. В буддистской культуре он очень многогранный, один из переводов — это „изнутри — наружу“. Тогда он ей очень понравился, потому что она считает, что одежда — это отражение внутреннего мира любого человека, будь то женщина или мужчина. И поскольку одежда — это отражение внутреннего мира, в 2010 году она запустила первую серию женских сорочек под торговой маркой, торговым знаком „ЭНСО“», — рассказывает руководитель коммерческого подразделения бренда женской одежды Дарья Сапунова.

В 2015 году ассортимент пополнился платьями и брюками. Сейчас же в фирменном каталоге есть шапки, текстильные сумки, костюмные группы, шубы и пуховики. Но при том, что одежда хоть и создается в Челябинске, но на челябинском же рынке торговая марка появилась совсем недавно.

«Если смотреть по продажам, то мы до пандемии работали в оптовом направлении, то есть у нас не было никогда своей розницы, поэтому о нас мало кто знал в Челябинске. Географией продаж нашей, в основном, были Москва и Питер, потому что у нас и мода такая, как бы немножко вперед идет. Мы вообще заметили, что наши модели в регионах не всем понятны, то есть очень многие люди покупают модели трехгодичной давности, им это понятнее, чем то, что сейчас», — рассказывает Дарья.

Впрочем, маркетолог, рассуждая на тему того, что «челябинцы еще не готовы к стилю торговой марки», обходит немаловажный вопрос — стоимость дизайнерской одежды. Так, например, меховое пальто оценивается почти в 40 тысяч (37 090) рублей. Блузка из шелка на сайте компании стоит 12 190 рублей. Цена на белое платье в «горошек» — 11 790 рублей, и так далее. Так что сказать, что дизайнерская одежда — на любой вкус и кошелек, по сути, сильно слукавить. И в данном случае, если вновь обратиться к выражению «красота требует жертв», здесь будет контекст — финансовых. Впрочем, дизайнеры и не скрывают, что ориентируются не на массового клиента. Если такая одежда будет доступна всем, то и индивидуальность пропадет. Тем не менее, год назад Светлана все-таки решилась выйти из офлайн-сегмента, открыв первую точку продаж и в Челябинске. Магазин расположился в Тракторозаводском районе.

Примерно по тому же пути следует и бренд одежды «Чума», основанный в Челябинске Марией Чубаевой. Основной акцент — на онлайн-ритейлеров. Для местных горожан есть одна точка продаж.

«Во время пандемии очень сильно изменилась психология покупателя, изменился спрос, да и доход населения в области. Поэтому сейчас все же немного тяжеловато. Но свой покупатель всегда будет, свою последнюю коллекцию я уже продала. Скоро будем делать новую, потому что покупатель привык к чему-то новому, постоянно обновляющемуся», — рассказывает основатель бренда.

Конечно, Челябинск не ассоциируется с городом моды и стиля, однако на Южном Урале есть талантливые и целеустремленные люди, способные создать что-то уникальное и особенное. Был бы спрос...