Небуквальная «ночь» музеев и театров в Челябинске прошла днем 19-го мая. Поздним вечером открыли свои двери лишь «Манекен» и драма. Организаторы восьми площадок, чтобы удивить посетителей, изощрились как никогда — одни записали, как звучит ткань, другие — разрешили смотреть пьесу прямо со сцены, третьи — напугали зрителей до полусмерти. Подробности — в материале «Челябинского обзора».
Святые в зале
На выставку «Небесное и земное» из собрания Государственного музея истории религии пришло немало посетителей, несмотря на то, что экспозиция божественных картин и скульптур уже давно находится в Челябинске.
«В Библии ничего не написали о том, вдохнул Бог в Еву жизнь или нет, — доносятся слова экскурсовода Музея изобразительных искусств. — Поэтому в раннем Средневековье церковь начала задумываться: «Если Бог не вдохнул в Еву жизнь, то, выходит, женщина и не человек вовсе. Поэтому и отношение к ней было такое — как к имуществу, с которым можно было делать все, что угодно. Однако на картине Фердинандо Грегори „Сотворение Адама и Евы“ мы видим, что жизнь в Еве есть».
По словам научного сотрудника музея Веры Петровой, название выставки может иметь много трактовок, но самое буквальное объяснение сводится к тому, что в произведениях религиозного искусства ХVI-XIX вв. можно увидеть сюжеты как о небесной церкви — святое семейство, сцены Нового и Ветхого завета, так и картины, рассказывающие о церкви земной.
«Насчет религиозного искусства есть предубеждение, что оно пытается захватить, обратить в свою веру, хотя сейчас современный зритель не должен этого опасаться, потому что в музее мы показываем предмет искусства именно в контексте культуры — как артефакт, документ времени», — замечает Вера Андреевна.
Пока посетители вглядываются в лица святых, в зале появляются рыцари и их дамы — историческая реконструкция с тематическими мастер-классами по геральдике и каллиграфии с пером захватывает теперь всё внимание присутствующих. А ключевой экспонат выставки в конце фойе — подлинные доспехи рыцаря ХVI века — отлично вписывается в антураж.
Каталог образов
Специальный проект «Ночи музеев» — инсталляция LooKbook известной художницы Анастасии Богомоловой в Картинной галерее — собрала модников и модниц, но не с целью рассказать о тенденциях текущего сезона. Художница показала гардероб трех поколений своей семьи, развешанный в старых шифоньерах и хранящий воспоминания о времени и жизни людей.
«В классическом искусстве мы подходим к конкретным произведениям и пытаемся понять, что изображено — и оказывается, нужно много знать тех вещей, которые мы называем контекстом, то есть в какой среде это существовало, какое было мировоззрение и так далее, — рассказывает куратор проекта Светлана Шляпникова. — А данная инсталляция — это как раз контекст, в котором мы находимся, а произведения возникают внутри нас».
Цветастые платьица можно не только потрогать, понюхать, но и услышать. Приглашенные гости из Екатеринбурга представили текстиль с неожиданного ракурса — как художественный текст, который может быть прочитан языком звука. Ткань сканируется при большом увеличении, а специальная программа учитывает скрученность, фактуру нитей. Отсюда синтезируется звук.
«У каждой ткани свое звучание, — продолжает куратор. — Художники саунд-арт проекта „Ткачество звука“ записали четыре ткани, представленные на инсталляции, которые можно послушать в наушниках».
Любовь у паровоза
Спектакль-эскиз «Три любви тому назад» в театре-студии «У Паровоза» не показывали ранее в Челябинске. На премьеру в маленький, битком забитый зал пришел и автор пьесы драматург Егор Черлак. Четыре актрисы за 20 минут показали зрителям судьбу русской женщины, которая из века в век ждет мужчину, пока он обороняет военные рубежи.
«Это пьеса-притча, поэтому временные рамки тут не имеют значения, — замечает автор. — Мы видим трех девушек, которые ждут своих офицеров: кухарка Акулина с Первой мировой войны, санитарка Аня с Отечественной и журналистка Анжела из наших дней, которая ждет бойца из Чечни или Сирии. Пьеса написана несколько лет назад, и я уже видел два эскиза, но этот поразил меня до глубины души, местами наворачивались слезы, и я думал, неужели это я сочинил».
Директор театра-студии уверил, что этот эскиз войдет в репертуар.
Молодежная читка
Немного странно, что Молодежный театр для показа выбрал также военную тематику. Здесь прошла читка пьесы Юлии Поспеловой «Война». Зрительные места расставили прямо на сцене, где актрисы вместе с детьми рассказали историю об уходящем детстве.
По словам режиссера Александра Черепанова, решение читки рождалось на ходу: «Для меня главная цель – получить проект в отсутствие автора. Здесь все участники равноценны. Его создавали все и одновременно никто. Получается, проект создал сам себя. В этом, мне кажется, главная особенность читки. Пьесу прочитали не просто актрисы – это женщины, у которых есть опыт материнства. Стихотворный ритм текста вызвал у меня ассоциации с пьесами Брехта, основная мысль которых – матери кормят войну, они поставляют пушечное мясо для битв. Поэтому участие актрис оправданно».
Драма глазами актера
Прикоснуться к искусству в прямом смысле слова посетителям разрешили в театре Драмы, который открыл свои двери в 22:00. Актер Олег Барышев провел веселую экскурсию по закулисью. Гости с удовольствием делали селфи со всем, что попадалось на глаза.
«На первых двух ярусах лежит мебель, которая используется в спектаклях, на остальных много раритета, который давно пылится, например, вон те плетеные стулья я бы с удовольствием отвез на дачу», — смеется артист, находясь на складе, где хранится реквизит. «Все декорации делают под крышей театра, а потом спускают вниз на огромном грузовом лифте, подобному тому, что есть в фильме „Однажды в Америке“», — продолжил шутить Олег.
Наверно, большее впечатление на присутствующих произвел костюмерный цех, в котором находится несчетное количество одежды и обуви всех эпох. Даже сама костюмер не знает точной цифры.
«Я с удовольствием провел экскурсию, потому что люблю путешествовать по закоулкам театра. На самом деле удивительно, что люди ходят, интересуются. Например, у меня есть одноклассники, которые спрашивают: „Что ты делаешь в театре?“ Поэтому это чудесно, когда есть возможность увидеть все своими глазами», — заключает актер.
Устрашающий «Манекен»
Театр «Манекен», славящийся необычными постановками и перфомансами, просто не мог обойти стороной такое событие. Последний вечерний сеанс в театре начался в 23:00, а закончился в полночь. Заявленные театральные страшилки по произведениям для детей напугали всех взрослых. Девушки так и жались к своим кавалерам.
«Вы пришли в театр ночью и бесплатно, поэтому не ждите ничего хорошего», — сразу предупредили актеры зрителей в холле.
И действительно, чего только ни пришлось натерпеться в сумерках: директора с гвоздем в голове, охранника-маньяка, говорящих голов, уборщицу с кровавой тряпкой. В общем, лучше и не знать всего того, что бывает ночью в театре.
Те, кто ходили в течение дня по всем площадкам, отмечают, что экскурсия по «Манекену» стала самым динамичным и нетривиальным действом. К тому же там еще и кормили (печеньем-пальцем и томатным соком).