Кого в итоге ловим?

Как в Челябинске проходит проверка маршруток

Андрей Ткаченко

В Челябинске ополчились на нелегальные маршрутки. В ГИБДД составили список транспорта, который не имеет права ездить по городу, и объявили, что инспекторы вместе с сотрудниками других подразделений массово выходят в рейды. Проверки продлятся до 15 марта, но первые выводы можно сделать уже сейчас

Проблема с нелегальными маршрутными такси в Челябинске существует не первый год. По правилам, перевозчики должны заключать договоры с управлением транспорта Администрации Челябинска, и уже на их основе выводить машины на городские дороги. Добросовестные предприниматели так и делают, попутно перечисляя в бюджет прибыль в виде налоговых отчислений. Однако с «экскурсоводов» нельзя получить ни копейки: все деньги, собранные с таких поездок, оседают в виде неучтенного нала в карманах владельцев. Добавим, что вряд ли «водители-экскурсионщики» регулярно проходят медосмотры, следят за техническим состоянием транспорта, элементарно соблюдают правила перевозок. В итоге никакой ответственности, зато уйма прибыли.

В 2017 году управление транспорта Челябинска заявило о сотнях (!!!) нелегальных перевозчиков. По данным структуры, на тот момент ежедневно на улицы Челябинска выходило до 800 подвижных составов, на которые нет никаких документов. Однако с этого времени мало того что нелегальный транспорт не исчез — его количество только выросло. В прошлом году из-за многочисленных нарушений договор на перевозки отозвали у маршрутных такси № 9 и № 79. Но они никуда не делись, так и колесят по городу по сей день. И вот пресс-релиз от ГИБДД:

«С 11 марта на территории Челябинской области полицейскими проводится оперативно-профилактическое мероприятие „Маршрутка-нелегал“. Целью данного мероприятия является пресечение фактов перевозок пассажиров предприятиями и индивидуальными предпринимателями, не допущенными к работе на регулярных маршрутах либо перевозящими пассажиров по несуществующим маршрутам. Так, например, в г. Челябинске официально не существует маршрутов № 9 и № 79. Также нелегальными являются перевозки по маршрутам на автобусах, на которые нанесены надписи „Экскурсионный“, „Ученический“, „Автобусное такси“. С такими обозначениями в г. Челябинске автобусы зачастую следуют по 66, 85 и 139 маршрутам».

Признаться, когда мы увидели это сообщение, то изрядно воодушевились. Неужели этот ржавый хлам, наконец, исчезнет с городских дорог? Напросились с инспекторами в рейд и разработали свой «Блицкриг»:

  • Так, если встать на остановке «Площадь Революции», то можно «пачками» ловить маршрутки № 9, № 85, № 139, они подъезжают едва ли не каждую минуту.
  • Дежуря на перекрестке Комсомольского/Свердловского проспектов, можно штабелями собирать «экскурсионки» № 15, № 24, № 60, № 79, все они едут в сторону ЧМК.
  • На перекрестке Доватора/Воровского прекрасно ловились бы № 66 и № 85.

В общем, мы определили ряд мест, где «экскурсионок» ловить — не переловить. Но инспекторский отряд направился на пересечение пр. Победы и Горького, напротив магазина «Юрюзань». Там для нас и стартовала операция «Маршрутка-нелегал».

«Куда вас отвезли?!! — выругался по телефону главный редактор. — Зачем туда поехали, кого собрались ловить?»

Инспектор ГИБДД на месте начал пояснять: «Мы не первый раз работаем по нелегалам, поэтому примерно представляем, по каким маршрутам они ездят. На данном направлении, предположительно, нелегально ходит такси № 52. А вообще, мы наскоком работаем: здесь десять минут постояли, потом переместились на другую площадку. Тем самым мешаем недобросовестным водителям сообщать друг другу по телефонам о месте „облавы“».

По всем районам Челябинска рассредоточены 11 мобильных групп

По всем районам города рассредоточены 11 мобильных групп. Останавливают практически каждого — от ржавого ПАЗа до новенького «Форда». В нашем же случае взор инспекторов пал... нет, не на «экскурсионку», а на муниципальный (ООО «ОГТ») автобус с газовым баллоном, следующий по маршруту № 34. Водитель растерянно ищет документы на газ, а немолодая женщина — видимо, контролер — бурчит под нос: «Весь день насмарку».

«Если в конструкцию транспортного средства внесены изменения, в данном случае установлен баллон, без согласования с ГИБДД, то в отношении водителя и должностного лица, допустившего машину к эксплуатации, составляются протоколы. Водителю грозит штраф в размере 500 рублей, должностному лицу от 5 до 8 тысяч рублей и, вероятнее всего, аннулирование регистрации транспортного средства», — комментирует происходящее инспектор.

Мужчина все-таки находит разрешение на газ, тем не менее, отпускать его не торопятся.

«Сейчас при помощи люфтомера будем замерять люфт рулевого управления, у автобусов типа ПАЗ он не должен превышать 20 градусов, если будет выявлено нарушение, маршрутка отправится на эвакуаторе на штрафстоянку», — продолжают сотрудники Госавтоинспекции.

На всех маршрутках замеряется люфт рулевого управления

Прибор показывает 16,5 градуса — на пределе нормы. Водитель выдыхает, но рано. Протокола ему все же не избежать — в салоне, как и полагается, инспекторы находят две аптечки, но с просроченным сроком годности. Пассажиры, опаздывающие по своим делам, ругаются на ГИБДД: «Жалобу будем писать, нельзя что ли все эти проверки на конечной делать!»

С нарядами ДПС также несут службу представители миграционного ведомства, которые спрашивают нужные бумаги с водителей-иностранцев.

«Хочу заметить, что гражданам Кыргызстана, Казахстана и Азербайджана можно заниматься перевозками при условии, что у них имеются документы на право законной деятельности», — заявляет старший инспектор отдела по вопросам миграции отдела полиции «Калининский» Екатерина Коркина.

Гражданам Кыргызстана, Казахстана и Азербайджана можно заниматься перевозками

Следующий водитель маршрутного такси № 39 как раз оказался гражданином Кыргызстана. При себе у мужчины не оказалось ни документов, подтверждающих регистрацию на территории РФ, ни трудового договора. Потому он сойдет с маршрута и проследует в полицию. Вопрос будут решать не только с ним, но и работодателем. Если нужные бумаги не найдутся, предпринимателю грозит штраф, а водителя могут и вовсе депортировать.

«За первые дни работы выявлено более 370 нарушений водителями маршруток. 20 автобусов поставлены на штрафстоянки, в основном за несоблюдение технических требований, — говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Челябинску Сергей Луценко. — По базам специализированного учета проверено 989 иностранных граждан, из которых 87 человек находились на территории РФ с нарушением миграционного законодательства. По 9 гражданам приняты решения об административном выдворении за пределы РФ. Возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении 10 должностных лиц и 6 юридических лиц».

Что касается нелегальных маршруток — их на перекрестке Горького с Победой нам дождаться не удалось. По словам инспекторов, такие лучше ловятся на пересечении Свердловского и Комсомольского проспектов, на площади Революции, Воровского-Доватора.

«Алое поле в этом смысле — образцовый показатель — оттуда маршрутки эвакуируются каждый день. Вчера только отправили на штрафстоянку несколько ПАЗиков восьмого маршрута, которые осуществляли перевозку без лицензии», — рассказывают в ГИБДД Челябинска.

Нелегальными являются перевозки по маршрутам на автобусах, на которые нанесены надписи „Экскурсионный“, „Ученический“, „Автобусное такси“

Но ведь по городу ездят сотни «экскурсионок». Почему объявленная борьба с нелегальным пассажирским транспортом обернулась проверкой совсем иных автобусов?

«Да вы не так поняли, — начали заверять нас в ГИБДД. — В выражении „Маршрутка-нелегал“ имеется в виду, что мы проверяем маршрутки и водителей-нелегалов».

А как же слова из пресс-релиза о том, что декларируется перекрытие кислорода тем, кто возит пассажиров без допуска к работе на регулярных маршрутах, либо тем, кто катается вообще по несуществующим маршрутам? Однако инспекторы продолжили настаивать на том, что с их стороны в первую очередь проверяется техническое состояние транспорта.

И тут вырисовывается следующая картина: для осуществления перевозок предприниматель закупает несколько микроавтобусов и обязан получить лицензию на право возить пассажиров (более 8 человек) в Министерстве транспорта России. Собственно говоря, проверка исправности автобусов и наличия этой лицензии — это и есть вотчина ГИБДД. Если же у водителя отсутствует договор с Управлением транспорта города или миграционная карта, или есть задолженности по штрафам, например, то это уже карается силами других структур: «Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Челябинской области» (Челябинский ТОГАДН), региональное УФМС, Управление судебных приставов, отдел полиции по борьбе с экономическими преступлениями и так далее. Поэтому действиями одной лишь ГИБДД «экскурсионки» не побороть.

Возле зоопарка преспокойно стоят сразу несколько нелегальных ГАЗелей № 79

Так или иначе, операция «Маршрутка-нелегал» продлится в городе до конца недели. И мы будем только рады, если заполонившие город полуживые ПАЗики и «экскурсионки» с улиц исчезнут. Но пока, например, возле зоопарка преспокойно стоят сразу несколько нелегальных ГАЗелей № 79, и ни одного проверяющего не видать...