Зрители заполняют залы и ставят лентам в основном положительные оценки, отмечая высокое качество программы — «Предчувствие» повторяет и умножает прошлогодний успех. В конкурсном списке действительно интересные и разноплановые фильмы, заставляющие задуматься — а не будем ли мы через сколько-то лет смотреть кино через вживленный в мозг чип?
Немного о деньгах и дебютантах
«Предчувствие», будучи региональным кинофестивалем, показывает зрителям мировые бестселлеры камерного сай-фая и научпопа. Залы «Знамени» и кинотеатра имени Пушкина заполняются практически полностью, но об этом чуть позже.
Помимо принесения радости непосредственно зрителям, II Международный кинофестиваль «Предчувствие» выполнил важную функцию — дал возможность молодым региональным кинематографистам проявить себя и получить первые инвестиции. Еще до открытия, утром 5 сентября в ЧГИК прошел питчинг дебютантов: 5 неигровых фильмов, 4 игровых короткометражных проекта, 1 полнометражный проект и 1 веб-сериал. Победу одержали режиссер Семен Рябуха и продюсер Степан Гаврилов из Челябинска с проектом «Закрытые двери» и автор сценария Арсений Кайдацкий и режиссер Юлия Серьгина с документальным проектом «Уральское дерби». Кроме признания жюри, они получат то, что нужно каждому кинематографисту — деньги. Призовой фонд состоит из двух частей: 800 тыс. рублей от Правительства Челябинской области и 500 тыс. рублей — грант Молодежного центра Союза кинематографистов РФ.
— Питчинг — это одно из важнейших событий фестиваля этого года, — говорит начальник Управления культуры Администрации Челябинска Элеонора Халикова. — Мы очень благодарны главе региона Алексею Текслеру за то, что он поддержал молодых кинематографистов.
Директор Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер Дмитрий Якунин профессионально проводит питчинги в 15 регионах России и прекрасно знает, как важна финансовая поддержка. Кинопроизводство — это всегда большие и очень большие деньги, и даже в наш демократичный век, когда снять хит можно на айфон, создание любой смотрибельной ленты влетает в цифру с большими нулями.
— На питчинг в Челябинске была представлена 51 заявка, мы из них отобрали 11 проектов в шорт-лист, — рассказывает эксперт. — Знаете, они совершенно разные: это и кино о будущем, и документальные фильмы об истории региона. Были проекты о спорте, были о туризме, были фильмы про мужчину и женщины. Разная палитра, разный уровень подготовки. Мы видим, что уровень кинообразования, подготовки к питчингу определенно растет.
В качестве истории прорывного успеха Якунин называет якутское кино: оно в топе, в драйве, фильмы «Костер на ветру» и «Нет бога кроме меня» нашумели на российских и международных кинофестивалях. «В Челябинске пока все формируется, начинается, мы готовы помогать организации этого процесса. Это серьезный этап для становления. Все впереди», — обещает Якунин. И мы верим.
Но вернемся к фильмам. Вот что мы успели посмотреть.
«Простите за беспокойство»
Чернокожий американец Бутс Райли — коммунист. Это желательно знать, если собираешься посмотреть фильм «Простите за беспокойство», который открыл II кинофестиваль «Предчувствие». Остроумная социальная сатира, критикующая и огромные корпорации, превращающие людей в лошадей в прямом смысле этого слова, и безжалостную медиамашину, которая жрет человечество не хуже промышленных гигантов.
Не слишком удачливый чувак Кэш Грин (уже смешно) живет в гараже у дяди и перебивается случайными заработками. Именно от такой хорошей жизни люди идут в продаваны на «холодные» звонки. Кэш, хоть и афроамериканец, умеет говорить хорошо поставленным «белым голосом». Это и помогает ему выбиться в суперпродаваны и начать ворошить дела по-крупному. Чтобы сделать фильм еще смешнее, режиссер вручает ушлому Кэшу в подружки суперпринципиальную современную художницу, которая всеми фибрами протестует против глобализации.
В финале черная во всех смыслах слова комедия превращается в притчу о маленьком человеке, съеденном средой. И хорошо, если это происходит хотя бы не в прямом эфире.
«Дитя робота»
В (видимо) не очень отдаленном будущем водитель-дальнобойщик в США покупает себе подружку-анроида Гармонию — в блондинистом парике и с губами, как у Анджелины Джоли. В это же время в Токио бабушке Сакурай дарят маленького робота Пеппера, чтобы ей было не так скучно. Роботы стоят на ресепшн и лечат зубы, скачут на тонких ножках в виде воздушных шариков.
Режиссер Изабелла Виллингер не пытается нас напугать. Она неторопливо наблюдает, как человек пытается ужиться рядом с искусственным интеллектом. Фильм можно не без основания обвинить в некоей бессюжетности, но, кажется, так было задумано: просто зафиксировать новую грань реальности, которая наступит уже совсем скоро. Да-да, сделанный в Челябинской области и запущенный в космос андроид Федор и электронные помощники в банках — это только начало долгого пути. В конце которого главное — все же остаться человеком.
«Восьмой класс»
Кого удивит девочка-школьница, которая все время пишет видео и выкладывает его в сеть? Никого. Просто восьмиклассница Кайла при этом совсем не похожа на звезду эфиров инстаграма. Полноватая, застенчивая, закомплексованная, живущая в темном доме вместе с отцом. Но вместе с тем дающая советы всем и вся в своем канале.
Режиссер Бо Бернем делает фильм о становлении личности. А заодно высмеивает блогосферу, где каждый хочет казаться лучше чем есть. Когда смартфон — продолжение твоей руки, легко уйти в мир грез, выйти из которого даже сложнее, чем перейти из средней в высшую школу. Иначе говоря — повзрослеть.
Актриса Элси Фишер может взять главный приз фестиваля за женскую роль. В том году, он кстати, достался знаменитой Джине Дэвис, за роль в драме «Марджори Прайм».
«Репост»
Своеобразный привет первому «Предчувствию» — его открывал фильм «Ржавчина» с очень похожим сюжетом, но куда более трагичным финалом...
В «Репосте» главная героиня, 16-летняя школьница Мэнди сильно перебирает на вечеринке, просыпается на газоне и ничего не помнит. Зато все помнят люди, которые сняли на видео, как нетрезвую Мэнди вроде как пытаются изнасиловать несколько парней в туалете. После того, как видео становится сетевым школьным «хитом», Мэнди вместе с родителями пытается защитить свои права и выяснить, что же произошло той ужасной ночью. И, разумеется, начинает все сильнее чувствовать собственную изоляцию.
Кибербуллинг, слатшейминг и вмешательство в частную жизнь — темы, которые, безусловно, требуют внимания. Киноиндустрия пока высказывается на них довольно робко и не всегда внятно. «Репост», наверное, не самый сильный фильм программы «Предчувствия», но он все же довольно точно формирует вопрос: не теряет ли человек вместе с правом на приватность и другое неотъемлемое право — на ошибку?
Новая реальность
Фестиваль посетили режиссеры Алексей Петрухин и Александр Котт, создатель интерактивного сериала «Доктор Диджитал» Виктор Кравченко, актрисы Анна Чурина и Юлия Такшина.
Режиссер и сценарист Виктор Кравченко дал российскому зрителю возможность самому выбирать, как пойдет сюжет. Его герой, похожий одновременно на доктора Хауса и еще штук пять узнаваемых персонажей, лечит людей от диджитал-заболеваний — прилипшей маски из снэпчата, например. Виктору — 29 лет, и он знает, как продать проект инвесторам и как при этом не продешевить. Об этом он с удовольствием рассказал студентам ЧГИК на мастер-классе.
— Есть принцип, которому уже 100 лет, он работает со времен Чарли Чаплина. Формируется некий пакет историй, которые должны быть хорошо разработаны.
И нужно оформить эти истории в форме презентации. Мы нашли инвестора, который хотел вложиться в сериал — но только на условиях выкупа абсолютно всех прав. Мы не стали подписывать договор, посчитав, что это крайне невыгодно. Джордж Лукас заработал состояние не на прокате «Звездных войн», а на мерче. Поэтому отдавать права мерч — нет, не прокатит.
В результате «Доктор Диджитал» нашел другого инвестора, успешно собирает репосты и лайки по рунету, а его создатели имеют все нужные им права.
Кино как интерактивная игра. Кино в форме иной реальности — его тоже можно посмотреть в рамках «Предчувствия».
— На нашем фестивале есть VR-фильмы, а есть и AR — дополненная реальность, — говорит директор кинофестиваля, режиссер-документалист Ангелина Голикова. — Виар-фильмы — это уже известная технология, когда ты надеваешь очки, крутишься и все вокруг видишь на 360 градусов. А дополненная реальность — возможность ощущать события и принимать в них участие.
Поневоле возникает вопрос — а как скоро из нашей жизни уйдут классические кинозалы и магия экрана как такового? Через сколько лет мы будем смотреть истории с полным погружением в иную реальность и сами выбирать, какую таблетку съесть — синюю или красную?
— Время диктует новые формы. Вот, смотрите, нас встречает искусственный интеллект, — заместитель губернатора Вадим Евдокимов показывает на робота, который общается с гостями в фойе кинотеатра им. Пушкина. — Челябинск искал новые форматы, новые проекты в области кино, и очень приятно, что наш земляк, знаменитый документалист Сергей Мирошниченко (автор идеи, идейный вдохновитель «Предчувствия» — прим. редакции) вышел с предложением на своей родине сделать кинофестиваль. Мне кажется, он будет иметь продолжение. Здесь — не казенный и коммерческий подход, а душевный и очень искренний.
По словам Вадима Евдокимова, Челябинская область — лидер в УрФО по обновлению кинозалов на деньги Фонда кино. С помощью этой поддержки в регионе создано 26 залов, на оснащение каждого цифровой аппаратурой было потрачено около 5 млн рублей. А это значит, что магия премьерного кинопоказа на большом экране еще не скоро уйдет из нашей жизни. Но и к наступлению принципиально иных технологий на кинорынок тоже надо быть готовыми — во всяком случае, запастись VR-очками.