Совесть как орудие убийства

Как в Челябинске поставили пьесу Ярославы Пулинович «Сомнамбулизм»

Центр ненормативной лирики и жеста

Ярослава Пулинович — известный модный драматург. Ее пьеса «Сомнамбулизм» повествует о вконец расклеившемся после смерти жены бывшем хиппи Славе, у которого не ладится ни на работе, ни с сыном, ни с любовницей. Челябинский центр ненормативной лирики и жеста сделал спектакль о том, что может сотворить с человеком его собственная совесть.

Не особенно известный и не слишком успешный 39-летний журналист Слава приходит на ночь глядя к коллеге и другу Диме, просит водки и закурить, рассказывает о том, как мучительно переживает смерть жены Ренаты, которая, оказывается, ему довольно продуктивно изменяла. Нагрузив друга по самые уши, Слава возвращается домой и начинает воспитывать 15-летнего сына Максима, который ничем не интересуется, кроме компьютерных игр и роликов на YouTube. Наутро Максим, измотанный нравоучениями нетрезвого папы, хочет сбежать из дома и даже получает на это от Славы первоначальный капитал. Сам Слава продолжает выносить мозг — сначала любовнице Алле, которая ждет, что, став вдовцом, ее возлюбленный естественным образом перейдет в статус мужа, потом — шефу Борису. Суть излияний главного героя сводится к одному: я всем врал — жене, любовнице, коллегам, а врал потому, что страна мне врала. «Одних на.. ли, другие ищут, кого бы на.. ть», — так нехитро звучит из уст главного героя суть обустройства внешнего мира.

Слава любит Аллу, но после смерти жены отказывается связывать с ней жизнь

Слава — бывший хиппи, и до сих пор лелеет воспоминания, как славно было когда-то с тем же Димой таскаться по тусовкам и слушать Цоя и Башлачева. Какие же хорошие, мол, были времена, до того как все изменилось, включая страну. Как же плохо стало сейчас, когда надо метаться между двумя женщинами, заставлять худеть сына и писать в газету о всяких странных девушках, которые страдают сомнамбулизмом.

Текст Ярослав Пулинович написан бытовым языком со скромным, но обязательным в таком случае использованием ненормативной лексики. Но это обманчивая простота — каждый поворот сюжета и количество реплик строго выверены, ритм пьесы — ровный, четкий, не рыхлый. Автор успешно работает и в качестве киносценариста, что, безусловно, откладывает отпечаток и на пьесы. По «Сомнамбулизму» легко можно снять камерную мелодраму — это явно поняли постановщики челябинского Центра ненормативной лирики и жеста, сопроводив действо видеофрагментами на экране, которые органично дополняют происходящее на сцене.

Спектакли ЦНЛЖ традиционно показывает в помещении Союза театральных деятелей по улице Цвиллинга, 15, в небольшом помещении, задрапированном темной тканью. Декораций — минимум, и это понятно: цель — не создать зрелищный и коммерчески успешный спектакль, а познакомить зрителя с новой драматургией, новым языком, новыми тенденциями.

Герой «Сомнамбулизма» Слава не понимает собственного сына Максима

Андрей Анашкин, исполняющий роль Славы, сделал его отчаянно рефлексирующим и при этом довольно агрессивным — так, бурно и со злостью, из обманутого и обманывающего человека рвется наружу совесть, круша устоявшиеся договоренности, карьеру и удобные связи. Но, даже очнувшись от символического сомнамбулического сна, Слава упорно не хочет меняться — ему проще устроить выволочку сыну за компьютерные игрушки, чем признать, что его собственные цели и радости застряли в прошлом двадцатилетней давности. И больше об этом персонаже ничего и не известно. Действие происходит в 2013 году, даже вскользь упоминается Facebook, но мы не знаем — сколько у Славы на нем друзей, чем он занимался кроме написания статей и измен супруге, что он любит, кроме перестроечной тусовки.

Роль Славы исполняет Андрей Анашкин

Вообще, обывателю, не знакомому с особенностями современной русской драматургии, спектакль может показаться небольшой сценической выжимкой какого-нибудь сериала на рейтинговом канале. Все в наличии: закадровая смерть жены, добрая, хоть и глуповатая любовница, друзья и шеф-наставник, раскаяние, несчастный случай и открытый финал. Но если копать глубже, необходимо помнить: культ героя в последнее время (как и в течение XX века) претерпел значительные изменения. Нынешний центральный персонаж — герой вынужденный, у него нет сил и смелости кого-либо спасать, но если драматург правильно складывает картинку, то эта фигура влияет на жизнь остальных участников истории. С этой точки зрения «Сомнамбулизм» выстроен и сыгран превосходно.

Слабый, рефлексирующий Слава в «Сомнамбулизме» нужен всем

За вычетом этой схемы мораль пьесы довольно проста: не обманывай жену, интересуйся детьми с младенчества, не воруй на работе, не пей, не кури и хоть изредка меняй песни, запетые еще в юности — даже если это Цой или Башлачев. А то рано или поздно может проснуться жажда перемен, за ней — совесть, а от внезапного и болезненного отрезвления совсем недалеко до прыжка в пустоту.