Нам любые дороги дороги

Как в Челябинске готовятся к ремонту улиц?

Андрей Ткаченко

Близится сезон дорожных работ в Челябинске. В каком состоянии улицы сейчас — и в каком будут после ремонта? Зачем вообще нужен национальный проект «Безопасные и качественные дороги»? С надеждой (и опасением) ждем начала строительного сезона.

— Вот так сейчас выглядит улица ​Ирбитская 2-я, и примерно в таком же состоянии находится улица Шагольская от дома № 62 до дома № 14. Все мы платим дорожный налог. Где наши дороги? Не нужен нам асфальтовый срез — мы требуем проведения капитального ремонта! — пишут в соцсетях жители поселка Шагол. Заодно, как доказательство, прикладывают фотографии и видео. Даже закаленным многочисленными поездками, заядлым автомобилистам это может показаться чересчур — уберите впечатлительных от экрана.

Челябинск. XXI век...

Противоположная часть города — все примерно то же самое:

— Вот так выглядит улица 2-я Эльтонская в микрорайоне Чурилово. Там нет ни освещения, ни тротуара, мамочки с коляской до поликлиники дойти не могут и до магазина! Дети ходят в школу и в садик по опасной дороге! Машины проехать не могут по большим ямам, — говорят жители.

Что Шагол, что Чурилово... 

Весна уже наступила, и что же она принесла? Ну, кроме солнца, тепла, редких снежных бурь и остатков жизнедеятельности, всплывших из-под снега... (речь, естественно, о мусоре). Правильно — дыры в асфальте.

Устранять мелкие дефекты начали уже в феврале — челябинские дорожники приступили к восстановлению ям с помощью специальной асфальтобетонной смеси, которая подходит для использования в холодное время года.

«В столице Южного Урала подрядные организации приступили к первым работам по ямочному ремонту холодным асфальтобетоном. В настоящее время ликвидированы аварийные выбоины на площади 446 квадратных метров. Напоминаем, что оставить заявку по дорожной деятельности можно по телефону круглосуточной диспетчерской службы Управления дорожных работ города Челябинска 727-46-26», — дополняют в Комитете дорожного хозяйства.

Трамвайные пути требуют отдельного ремонта

Разбитая дорога — не только неприятно, медленно, но и крайне опасно. Вот что гласит статистика городской ГИБДД.

«За два месяца 2020 года в Челябинске произошло 284 ДТП с пострадавшими. И 166 из них — те, при оформлении которых инспекторы выявили НДУ (составили акт неудовлетворительного состояния автомобильной дороги, улицы). Были приняты все необходимые меры, выданы предписания по устранению выявленных недочетов», — рассказала представитель ГИБДД Челябинска Алена Безменова.

166 из 284. Это больше половины — примерно 59%, если быть точными.

Центр, отдаленные районы — без разницы

В последние годы большинство улиц Челябинска ремонтируют в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В 2019-м, например, как вы помните, в южноуральскую столицу пожаловал подрядчик из Нижнего Новгорода. И ремонт тогда начался только в июне — отыграть контракт смогли лишь с четвертого раза. До этого УФАС трижды отменяло аукцион по выбору подрядчика. Чтобы такое не повторилось, Наталья Котова поручила контракты 2020-го отыграть заранее. Получилось ли?

Планы Комитета дорожного хозяйства города Челябинска по развитию дорожной отрасли в 2020 году уже опубликованы на сайте городской мэрии. Кому интересно — можете посмотреть подробнее. Мы остановимся на пункте четыре:

«IV. В 2020 году реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрена в трех направлениях:

  • Ремонт улично-дорожной сети города;
  • Строительство (реконструкция) объектов;
  • Обустройство светофорных объектов.

«На сегодняшний день заключены три муниципальных контракта на общую сумму 658 рублей на выполнение работ по замене верхнего слоя асфальтобетонного покрытия (с последующим восстановлением дорожной разметки) на 26 объектах улично-дорожной сети города Челябинска», — сообщается на сайте администрации.

1.1 с ООО «Дорстройтех-лизинг» (цена контракта 200,7 млн руб.):

  • ул. Кулибина от ул. Шуменской до ул. Хохрякова;
  • ул. Мамина от ул. Хохрякова до ул. Бажова;
  • ул. Хохрякова от ул. Кулибина до ул. Мамина;
  • ул. 3-го Интернационала от ул. Тимирязева до ул. Лобкова;
  • ул. Артиллерийская от автодороги «Меридиан» до ул. Механической;
  • ул. Героев Танкограда от просп. Ленина до ул. Комарова;
  • ул. Первой Пятилетки от автодороги «Меридиан» до ул. Марченко;

 

1.2 с 000 тпк «ЯКК» (202,2 млн рублей руб.):

  • ул. Шаумяна от ул. Салтыкова до ул. Овчинникова;
  • ул. Сулимова от ул. Курчатова до ул. Омской;
  • ул. Образцова от ул. Воровского до ул. Татьяничевой;
  • ул. Городская от просп. Победы до границы города;
  • ул. Овчинникова от ул. Разина до ул. Елкина;
  • ул. Энтузиастов от ул. Образцова до ул. Коммуны;
  • ул. Университетская Набережная от ул. Рабоче-Колхозной до ул. Академика Сахарова; ул. Университетская Набережная от ул. Молодогвардейцев до моста по ул. Северо-Крымской;
  • ул. Молдавская от ул. Захаренко до просп. Победы;
  • ул. Трактовая от ул. Кузнецова до ул. Блюхера;

 

1.3 с ООО «Нижавтодорстрой» (255 млн руб.):

  • ул. Василевского от ул. Новороссийской до автодороги в цос. Сухомесово;
  • ул. Барбюса от ул. Харлова до ул. Тухачевского;
  • ул. Чистопольская от ул. Новороссийской до ул. Василевского;
  • ул. Новороссийская от ул. Машиностроителей до ул. Чистопольской;
  • ул. Машиностроителей от Копейского шоссе до ул. Новороссийской;
  • ул. 60-летия Октября от ул. Румянцева до ул. 2-я Павелецкой;
  • ул. Болейко от просп. Победы до ул. Кожзаводской;
  • ул. Мира от ул. Сталеваров до шоссе Металлургов;
  • ул. Труда от ул. Российской до автодороги «Меридиан».

Мы направили запрос в Комитет дорожного хозяйства для уточнения подробностей. «Также ремонт улиц и дорог города осуществляется Комитетом в рамках муниципальной программы „Обеспечение содержания, ремонта автомобильных дорог общего пользования и других объектов внешнего благоустройства в городе Челябинске“, в том числе проводятся работы по замене верхнего слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части с последующим восстановлением дорожной разметки.

Критерии приемки работ по замене верхнего слоя асфальтобетонного покрытия проезжей части, выполненных как в рамках реализации нацпроекта БКАД, так и в рамках текущего содержания, являются одинаковыми. Контроль за качеством укладки асфальтобетонного покрытия при проведении дорожных ремонтных работ осуществляет сертифицированные лабораторные службы в соответствии с техническим регламентом по показателям водонасыщения и уплотнения. Гарантийный срок на все выполненные работы составляет четыре года», — сообщил и. о. заместителя председателя Комитета Александр Барыкин.

Также пришло сообщение от Миндортранса области: «В регионе уже заключены все контракты по национальному проекту „Безопасные и качественные автомобильные дороги“. В 2020 году в рамках национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“ будет отремонтировано 74 участка автомобильных дорог на Южном Урале. В Челябинске и Магнитогорске, помимо этого, еще на 25 объектах будет нанесена разметка», — сообщает ведомство.

Контракты по нацпроекту уже заключены, сообщает Миндортранс

Согласно данным областного правительства, в рамках нацпроекта в 2020 году по региону в целом запланировано:

  • ремонт покрытия проезжей части: 124,48 км;
  • капитальный ремонт: 15,4 км;
  • реконструкция: 8,6 км;
  • строительство: 1,3 км;
  • нанесение разметки: 11,7 км;
  • устройство светофорных объектов: 7 штук.

Финансирование нацпроекта в этом году — 3,46 млрд рублей на область. Из них Челябинск получил примерно 1 млрд рублей. На строительство (или же реконструкцию) объектов выделено порядка 165 млн рублей, на ремонт — около 833 млн рублей, на установку светофоров — почти 3 млн рублей.

Челябинску направят 1 млрд рублей

Какой должна быть качественная дорога? Понятно, что ответ на поверхности — покрытие должно быть идеально ровным, без трещин и ям, позволяющим развивать скорость. Много интересного можно накопать в документе «СНиП (Строительные нормы и правила — прим. редакции) 3.06.03-85. Автомобильные дороги». Например, касательно нашей излюбленной темы. Когда в соцсетях то и дело всплывают жалобы (записанные на видео в качестве доказательства) на дорожников, кидающих асфальт и в снег, и в дождь. Что можно делать согласно официальным документам?

«Битум, нагретый до рабочей температуры, следует использовать в течение 5 ч», — говорит нам СНиП. Именно так постоянно оправдывался перед журналистами «Южуралмост». Дескать, смесь приготовили, дождь пошел — ее нельзя оставлять и ждать окончания осадков. Потому всегда и укладывали сразу.

Ну и вдогонку документ говорит нам следующее:

«Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С.

... При этом укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами».

Что до толщины асфальта, она варьируется в зависимости от используемого материала. «Нижавтодорстрой» использовал щебеночно-мастичный асфальтобетон — как до него и «Южуралмост». ЩМА бывает разный — в зависимости от того, какого размера в нем зерна. Например, ГОСТ дает такие рекомендации:

Однако, может, у нас не все так плохо? Мнением о дорогах Челябинска поделился Николай Живец, председатель регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов.

— Ну, каждую весну у нас дороги одинаковые. Хотя, в целом, по городу немного лучше, чем в прошлом году. Хотя бы центральные, магистральные улицы — тот же проспект Ленина, Свердловский проспект. Но стоит чуть отъехать в сторону — выбоины,
трещины, зима уничтожила значительную часть дорог. Может, и не уничтожила прямо, но испортила сильно. То есть летом и осенью все нормально — весной начинаются проблемы.

Сейчас я нахожусь на улице Тимирязева — на дороге присутствуют выбоины, они залиты водой, едешь, туда попадаешь, подвеску жалко. И асфальт частично сошел, и осталась щебенка торчащая. С другой стороны, Челябинск далеко не самый плохой город в плане дорог. Я езжу в другие регионы — взять же тот же Нижний Новгород, там точно так же все ремонтируют. Я часто, бывает, говорю, что у нас дороги лучше.

Что касается безопасности: вообще, чем тише мы едем, тем безопаснее. Поэтому трудно сказать однозначно, хорошо или плохо влияют ямы на дороге на безопасность.

На такой дороге, действительно, не разгонишься

И все же, пусть лучше дороги у нас будут ровнее — и скорость движения будут регулировать уполномоченные на то люди, а не ямы с трещинам. А как оно будет в реальности — узнаем осенью.

Справка:

Ключевые цели нацпроекта — повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, профилактика риска возникновения ДТП, профилактика детского травматизма, снижение смертности при ДТП, снижение количества возникающих ДТП и уменьшение их негативных последствий на здоровье человека.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году дорожники отремонтировали более 100 км областных автодорог общего пользования. В нацпроект также вошли 21 участок улиц Челябинска и два светофорных объекта. Общая площадь отремонтированного полотна составляет более миллиона квадратных метров, протяженность — около 50 километров.

Крупнейшими проектами в городе стали реконструкция перекрестка ул. Дарвина — ул. Блюхера и строительство транспортной развязки на пересечении улицы Дарвина и Троицкого тракта. Оба объекта были начаты в 2019 году — и полностью будут завершены к концу 2020 года.