Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Как в Челябинске готовят пути под скоростной трамвай

Андрей Ткаченко

6 декабря в Челябинске должны были открыть движение трамваев до (или от, кому как больше нравится) железнодорожного вокзала. Однако ограничения продлили почти на неделю — до 12 декабря. «Челябинский обзор» отправился посмотреть, как реализуется один из самых масштабных строительных проектов этого года.

— Вы лучше нашему начальству вопросы направьте. Рабочие за это не отвечают, — говорит нам молодой человек в оранжево-солнечной робе. Несколько рабочих морозным зимним утром стучат лопатами и выравнивают щебень в районе пересечения Цвиллинга — Свободы. После нашего выжидательного молчания добавляют пару фраз.

— Мы и так работаем почти круглые сутки, чтобы уложиться. Это же не от нас зависит...

На вопрос, влияет ли на ремонт перепад температур от почти +5 °C до −15 °C, пожимают плечами — мол, привыкли уже.

— Мы приспособились к тому, как рельсы укладывать в зависимости от погоды, — добавляют рабочие.

Рельсы укладывают и в плюсовую температуру, и в сильный минус

Когда в этом году в Челябинск начали поступать новые зелененькие трамваи, от работников горэлектротранспорта появилась информация, что ходить в сторону ж/д вокзала эти вагоны вряд ли смогут. Дескать, состояние путей не позволяет новому подвижному составу ехать по одной из главных транспортных веток, связывающей ж/д вокзал и центр города. Вскоре было объявлено — пути на этом участке полностью заменят.

Поднимем документацию и вспомним, что предполагалось контрактом. Аукцион был объявлен в середине сентября. Начальная цена составляла порядка 62 млн рублей, выделенных из областного бюджета, и после заключения контракта и осталась таковой.

Отметим, что, согласно документации, работы должны завершиться до 24 декабря включительно. Что касалось даты 6 декабря, которая теперь изменилась на 12-е число — планировалось, что работы будут закончены раньше графика. Но, увы, не получилось.

По контракту подрядчик должен отремонтировать пути на Цвиллинга от улицы Тимирязева до перекрестка с улицами Свободы и Торговой. Хотя по факту зацепили и перекресток Степана Разина/Овчинникова, практически по центру привокзальной площади.

Ремонтируемый участок

Протяженность участка, на котором проводится ремонт, составляет 1 752 метра. Итого проектом предусмотрена укладка двух трамвайных путей общей протяженностью 3,5 км.

Работы предполагают демонтаж имеющихся трамвайных путей; а также устройство новых — рельсы длиной 12,5 метров; деревянные шпалы; щебеночное основание. Плюс — их обособление от автомобильной дороги бордюрным камнем на уровне 15 см от проезжей части. Посадочные площадки для пассажиров при этом предусмотрены отдельным проектом. «В пределах перекрестков и остановочных пунктов трамвайные пути проходят в одном уровне с дорожным покрытием», — добавлено в документации.

Расчетная скорость движения трамваев на новых рельсах — 21–24 км/ч. Примерно такую цифру и называли, говоря о возможностях новых вагонов. Много это или мало?

«По данным ГИБДД, в 2020 году было совершено 163 ДТП с участием трамваев, за истекший период 2021 года — уже 77. Средняя скорость движения трамваев в городе составляет 17–19, а в часы пик снижается до 8–12 км/ч. Особенно это характерно для участков путей на улицах Труда, Свободы, Российской, Карла Маркса, Цвиллинга, проспекта Победы», — отмечают в областном Миндортрансе.

Бордюрный камень будет ограждать пути от автомобилей

Интересным, конечно, оказался и выбор подрядчика. Хотя выбора-то и не было, победил в аукционе единственный участник закупки — ООО «Урал-Сервис-Групп». Компания хорошо известна в Челябинске тем, что сорвала сроки строительства набережной за филармонией, доделывать которую пришлось уже другой фирме.

«Срок гарантии качества на выполненные работы (за исключением случаев преднамеренного повреждения объекта со стороны третьих лиц) составляет 60 месяцев с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ», — указано в документации. Значит, следить за путями подрядчику придется еще минимум 5 лет.

А теперь смотрим, что, собственно, происходит на самих путях. Участок возле вокзала: Цвиллинга — Свободы/Торговая.

Пути в районе ТК «Остров»

Здесь еще не уложены все шпалы и рельсы — остались отдельные «голые» участки. Тут и там рассыпаны кучки щебня, которые работники разгребают и выравнивают. По признанию одного из них, работы осталось «где-то на недельку».

Пешеходные переходы выровнены щебенкой

Двигаемся дальше — перекресток с улицей Евтеева. Здесь везде расставлены дорожные оградительные конусы, на обочинах дожидаются своей очереди бордюрные плитки, которыми будут ограждать пути от «посягательств» автомобилистов. И также остались «пустоты», где еще не уложены рельсы со шпалами.

Работы по контракту должны завершиться до 24 декабря

Больше всего рабочих собралось на участке возле пересечения с улицей Орджоникидзе и напротив ДК ЖД и горсада Пушкина. Здесь рельсы уложены, и несколько рабочих с лопатами укладывают тот самый оградительный бордюрный камень — по обе стороны трамвайных путей.

Рабочие обособляют трамвайные пути

Самый первый участок, где ограничили движение и начали работы — ближе всего к центру города, на улице Тимирязева. Здесь основные работы по укладке рельсов завершены, строителей в морозное утро 7 декабря нет, пути заметены слоем снега. Вот только обособлена лишь одна сторона пути, видимо, работы здесь также пока не доведены до конца.

Пути на перекрестке Цвиллинга и Тимирязева

Итого: в целом выходит, что практически ни один участок не доведен до 100%-ной готовности. Где-то осталось всего ничего, а где-то местами отсутствуют даже шпалы. Впрочем, время у подрядчика еще есть — вот только хватит ли его? Сложно обвинить самих рабочих — автор, например, буквально каждый день, идя на работу или возвращаясь с нее, ранним утром и довольно поздним вечером видит их в трудовом процессе.

В Миндортрансе, тем не менее, уверяют: все должны успеть к следующей неделе.

«Контракт на ремонт трамвайных путей заключен до 24 декабря 2021 года. До этого времени подрядчик должен завершить все ремонтные работы. Первоначально мы планировали открыть трамвайное движение уже 6 декабря — выполнить работы с опережением графика. Подрядчик готов был работать круглосуточно! Однако, в связи с невозможностью выполнения ремонтных работ в ночное время (трассировка трамвайных путей проходит внутри жилых кварталов), срок выполнения работ продлен на неделю. Сейчас подрядчик выходит на завершающую стадию. В ближайшие дни будет проведена тестовая прокатка трамвая по новым рельсам», — прокомментировали в ведомстве.

А пока челябинцам остается еще недельку добираться от центра до вокзала и обратно другими видами транспорта. Два трамвая на данный момент, напоминаем, отменены, у еще трех маршрутов изменена схема движения.