Одним меньше

Как в 2021 году сдают экзамен на права в Челябинске

Андрей Ткаченко

Не пристегнулся — несдача, ошибся один раз в тесте — на тебе еще пять вопросов, взял в руки гаджет за рулем или просто потянулся к нему — вновь несдача. Как теперь челябинцам сдавать экзамен на права? «Челябинский обзор» попытался разобраться в реформе.

«Я получал права в 1986 году, в то время было немного по-другому. Тогда даже компьютеров не было, мы сдавали по билетам, как и любой другой экзамен. Приходишь, вытягиваешь один из билетов, а потом отвечаешь на вопросы. В каждом билете были блоки с вопросами, если не ошибаюсь, их было около 10, ошибку можно одну допустить, если больше — несдача. Если сдаешь, то тебе ставят отметку, что ты сдал в карточку водителя, затем группа идет в ГАИ. А потом уже только „автодром“ и „улицы“, сейчас „город“ называется», — рассказывает читатель «Челябинского обзора» Сергей.

«Я сдавала в 2018 году. Сначала нужно было сдать внутренний экзамен при автошколе — теория, автодром и город. Кстати, в теории дается одна бесплатная попытка, затем уже платная, если не сдал с первого бесплатного раза. Но это вроде от автошколы зависит. Сдав эти три пункта, ты получаешь допуск к сдаче в ГАИ. В ГАИ происходит то же самое — сначала сдаешь теорию, потом автодром и город», — делится Мария.

С 1 апреля 2021 года вступили новые правила сдачи экзамена на права. И это не первоапрельская шутка.

Изменения в регламенте сдачи экзамена на права касаются практической части испытаний. Для тех, кто не в теме, рассказываем подробнее, как сдавали на права раньше.

Как было?

С 1 апреля 2021 года вступили новые правила сдачи экзамена на права

Проверка знаний ПДД и навыков вождения проводится в три этапа.

Первый этап — теория. Кандидатам предоставляется блок билетов, который включает в себя 20 вопросов. Ошибиться можно лишь дважды. При этом если ученик допустил ошибку в каком-то одном тематическом билете, то ему дополнительно будет представлено еще пять вопросов. Если количество неправильных ответов превышает два, то это автоматически приводит к несдаче.

Следующие два этапа относятся к практической части.

После успешной сдачи теории ученика отправляют на автодром, где отрабатывается стандартная программа вождения:

  • разворот;
  • задний въезд в бокс;
  • «змейка»;
  • параллельная парковка;
  • эстакада (горка).

После обучения сдается экзамен. Упражнения и их последовательность назначает экзаменатор-инструктор. За каждую ошибку начисляются штрафные баллы. Если баллов более пяти, экзамен не сдан и к следующему этапу ученик допускается только после успешной переэкзаменовки.

Если и автодром удалось сдать, то будущий водитель приступает к обкатке города.

На этом этапе все маршруты разработаны заранее. Чтобы сдать эту часть экзаменов, необходимо изучить предстоящий маршрут, а также освежить теоретические знания ПДД.

На экзамен, согласно регламенту, выделяется 20 минут, ученика сопровождает инструктор. Также, как и на автодроме, необходимо набрать меньше 5 штрафных баллов для сдачи.

Что стало?

Автодром исключается из самого экзамена

Изменения в регламенте сдачи экзамена на права касаются лишь практической части испытаний. В теории все остается прежним. Отметим, что список вопросов также не меняется.

«С учетом изменений проведение практического экзамена легковых (В), грузовых © автомобилей и автобусов (D) у нас будет предусмотрен только один этап сдачи практического экзамена без разбивки на „автодром“ и „город“. Новые требования проведения практики повлекут изменения в подходе автошкол при проведении практических занятий, которые они преподают, будет исключено натаскивание на определенные маршруты», — рассказывает начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД по Челябинской области майор полиции Дмитрий Ярошевич.

Минус автодром

Автодром исключается из самого экзамена. По новым правилам, проверять первичные навыки разрешено на «участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки». Это сделано на случай, если автошкола или ГИБДД не располагают подходящей закрытой площадкой для проверки первичных навыков.

«Это правило коснется кандидатов в водители легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов и составов транспортных средств; практический экзамен на мототранспортных средствах будет проводиться в целом на прежних условиях», — сообщает пресс-служба МВД России.

Стоит отметить, что при исключении данного этапа экзамена ушли и элементы, которые необходимо сдать кандидату в водители. Из них оставят четыре обязательных упражнения: маневрирование в тесных пространствах (разворот в условиях недостатка места), параллельную и перпендикулярную парковку, а также горку (движение на уклоне).

Кто наблюдает?

По новым правилам, в экзаменационном автомобиле, справа от кандидата теперь будет находиться не инструктор, а экзаменатор.

Также принципиальным нововведением становится возможность присутствия наблюдателей в автомобиле. Выбирать, кто сядет на заднее сиденье машины для сопровождения во время сдачи экзамена, будет сам кандидат. Это могут быть как и другие курсанты, так и инструктор. Если будущий водитель против посторонних, то в машине кандидат с инспектором ГИБДД останутся вдвоем.

«Участие наблюдателей поможет добиться повышения прозрачности экзамена и разрешить возможные спорные ситуации», — добавляют в ведомстве.

Вас снимают

Видео- и аудиофиксация процесса сдачи экзамена также остаются обязательными условиями. Записи будут храниться 30 дней.

Я не согласен!

Еще одним важным нововведением становится возможность оспорить решение экзаменатора, чего раньше сделать было невозможно.

«Если кандидат не согласен с оценкой, которую выставил ему экзаменатор, он обращается в подразделение, в котором водитель получает госуслугу, создается комиссия в составе сотрудников Управления аппарата госавтоинспекции, контрольно-профилактического отдела, рассматривается заявление, просматриваются записи (данные материалы хранятся 30 дней — прим. редакции), которые будут производиться при сдаче экзамена. После чего выносится решение», — делится Дмитрий Ярошевич.

За что 5 штрафных?!

Что касается самой оценки. В практической части, как и раньше, необходимо набрать не более 5 баллов. Баллы начисляются по степени грубости нарушений.

«Ошибки и нарушения разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. При этом грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок», — объясняют в пресс-службе МВД России.

В новом регламенте ужесточены меры относительно ряда нарушений:

  • если кандидат не пристегнулся;
  • если кандидат использовал мобильный телефон или другие средства связи за рулем.

В данных случаях оценка «не сдал» будет поставлена автоматически, а ученик отправится на переэкзаменовку.

Тик-так

Согласно регламенту, планируемое время сдачи экзамена — 30 минут (+ 20 минут на подготовку). Впрочем, это не жесткое условие. Если кандидат в водители ездит уверенно, то закончить он может быстрее. Если сдача экзамена занимает больше времени, беспокоиться не о чем. Никто выгонять из машины ученика не будет, и на оценку это не повлияет.

Маршрут построен наугад

Что это значит? Сдать по накатанной больше не получится. С апреля 2021 года инспектор сам прокладывает путь, выбирая те улицы, где допустима учебная езда. Поэтому кандидаты не смогут заучить маршруты следования до сдачи экзамена.

Для тех, кто до 1 апреля уже сдал автодром, городской этап пройдет в упрощенном режиме

Для тех, кто до 1 апреля уже сдал автодром, городской этап пройдет в упрощенном режиме. Кандидатам при поездке в город нужно будет сдать только те упражнения, которые не проверяли на площадке.

Как отреагируют сами кандидаты на поправки, пока неизвестно. Увеличится ли количество не сдавших экзамены или, наоборот, вырастет процент сдавших с первого раза — покажет время.