Защита на передовой

Как справляются с вызовами пандемии соцработники Челябинской области

Андрей Ткаченко

Работники социальной защиты Челябинской области отметили профессиональный праздник. Хотя в этом году им особо не до торжеств. В условиях ковидной пандемии на их плечи легла огромная нагрузка. Как они живут и работают в непривычном для себя режиме — из первых уст.

В Управлении соцзащиты Советского района сегодня жарко — не только из-за температуры, конечно. Сюда поступают сотни звонков и заявок — и так уже почти два месяца — с тех пор как коронавирус непрошенно пожаловал на Южный Урал.

— С введением в Челябинске режима повышенной готовности увеличился объем обращений граждан в электронном виде, появились новые виды выплат семьям с детьми, на которые граждане могут подать заявления, не выходя из дома и не нарушая режима самоизоляции, — рассказывает заместитель начальника Советского управления соцзащиты населения Администрации Челябинска Светлана Селезнева. — Это наглядно доказало, как наша система идет в ногу со временем развития информационных технологий. Пожалуй, ни одна другая профессия не требует от человека столь безграничного гуманизма, сострадания, терпения и самообладания, как труд работника социальной службы.

Советское управление социальной защиты населения Челябинска

Конечно, кто-то может возразить — таких профессий немало, и труд спасателей, например, не менее важен. Но с другой стороны, не поспоришь — в нынешних условиях именно соцработники оказались на передовой борьбы с коронавирусом, вместе с врачами. И если медики помогают тем, кому не посчастливилось подхватить вирус, то социальные службы делают все, чтобы для остальных риск заболеть снизился до минимума.

На этой неделе в Челябинской области отметили день социального работника. Конечно, как и все праздники в последние месяцы, торжество прошло в онлайн-режиме.

— Не всегда жители региона соблюдают меры безопасности и профилактики, забывают, что вирус коварен и до сих пор опасен. В связи с чем обращаюсь к вам как к людям, работающим с пожилыми гражданами, с их родственниками, с просьбой — при каждой возможности напоминать о мерах профилактики и держать руку на пульсе состояния здоровья ваших подопечных, — отмечает губернатор Алексей Текслер во время поздравления работников с профессиональным праздником. Встреча прошла в формате видеоконференцсвязи — увы, собирать большую группу людей в помещении все еще опасно. Они и сами это понимают — работают ведь каждый день с теми, кто не может рисковать и выходить из дома.

Ситуация по заболеваемости в регионе пока еще непростая — больше 100 случаев выявления уже который день кряду. Так что работники соцсферы продолжают едва ли не в круглосуточном режиме выполнять заявки на покупки лекарств и еды, разносить продуктовые наборы по домам, а кто-то — с удвоенной-утроенной нагрузкой работать в социальных учреждениях.

Как они с этим справляются — рассказали сами работники «Челябинскому обзору»:

— Конечно, с приходом такой глобальной проблемы наш труд сильно изменился — но в то же время стал еще более востребованным, — рассказывает старший воспитатель снежинского Центра помощи детям Ольга Цивилева. — Мы с ребятами перестали выходить в социум, на разные мероприятия. Плюс раньше с ними занимались другие педагоги, а теперь пришлось все занятия переводить в дистанционный режим. И нам (работникам Центра — прим. редакции) пришлось отчасти даже заменить учителей. Но благодаря этому мы смогли увидеть какие-то новые способности наших детей. Изоляции у нас не было, к счастью, так что рабочий день остался прежним — хотя, конечно, зачастую приходится оставаться во внеурочное время.

Конечно, коронавирус повлиял — у меня, к примеру, были запланированы курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге, их отменили. Другие курсы перевели в дистанционный режим, и это не сравнится с реальными занятиями. Сейчас мы ждем старта летней оздоровительной кампании, надеемся, что сможем наших ребят на две недели отправить отдохнуть.

Центр помощи детям города Снежинска Фото: из личного архива Ольги Цивилевой

С 24 апреля в Челябинской области 29 социальных учреждений работают в режиме превентивной изоляции. Это значит, что на две недели сотрудникам приходится забывать, что такое дом родной, и круглосуточно оставаться на своем рабочем месте. Такой довольно жесткий карантин призван снизить до минимума риски заноса коронавирусной инфекции в учреждение. По данным Минсоцотношений региона, всего по области таких сотрудников — почти 5 000 человек.

Но унывать соцработникам на изоляции не приходится — особо некогда, да и некоторым такой режим — даже в радость.

— Я занимаюсь культурным досугом наших постояльцев, также работаю в библиотеке, — рассказывает работник Магнитогорского дома-интерната Александр Вертяков. — В условиях превентивной изоляции мы с нашими клиентами не скучаем: проводим игры, гуляем на своей территории — у нас большой фруктовый сад. Вчера устроили дартс, играли в мяч, даже провели соревнования по подниманию гантелей. Еще мы постоянно смотрим фильмы, у нас есть проектор и большой экран. Бабушки обычно просят включать индийские фильмы, а дедушки — про войну. Так что смотрим и то, и другое. А еще устраиваем дискотеки, в основном — музыка 80-х. Современную что-то не очень любят... Сейчас у нас в доме проживает 216 человек. Мы — словно большая семья. Это и правда наш лозунг: наш дом — одна семья.

В интернате проживают более 200 человек Фото: Магнитогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов

— У меня идет уже четвертая 14-дневная смена, — продолжает Александр. — И знаете, чувствуется, что настроение у наших постояльцев улучшается: потому что мы постоянно рядом, всегда можем помочь. И время в таком ритме незаметно пролетает. Ну и мы чувствуем поддержку — что о нас помнят, помогают выплатами, мы постоянно сдаем тесты — и, к счастью, ни у кого из нас коронавирус не выявили.

Особая нагрузка легла на плечи сотрудников социальных центров по обслуживанию населения. Именно к ним отправляются все заявки на помощь, поступая тысячами.

Соцзащита в условиях пандемии в цифрах:

За два месяца на горячих линиях обработано почти 200 тысяч звонков, касающихся получения социальной поддержки;

126 тысяч южноуральцев старшего возраста получили помощь в доставке на дом продуктов питания и лекарств;

Одиноким пожилым людям выдано более 40 тысяч продуктовых наборов;

Всего же сегодня свыше 900 тысяч южноуральцев охвачены различными мерами социальной поддержки. 78 тысяч человек получают социальные услуги на регулярной основе, более 250 тысяч пользуются разовой помощью ежегодно.

За два месяца на горячих линиях обработано почти 200 тысяч звонков

— Я занимаюсь тем, что обслуживаю на дому пожилых граждан, — делится работник Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района Челябинска Елена Мещерякова. — У нас есть два вида услуг — бесплатные, то есть купить продукты, лекарства, взять талончик в поликлинику, и платные — уборка, приготовление пищи, измерить давление и т. д. Обычно у меня 15 граждан, которых я посещаю. Конечно, сейчас, с началом пандемии, на нас свалилась огромная нагрузка — по цифрам не скажу конкретно, но звонков очень много. Граждане звонят на горячую линию — и мы работает по их заявкам, не забывая, конечно, при этом и про своих клиентов. Сейчас очень много просьб от пожилых людей и инвалидов, например, заплатить за интернет. Мы разносим и продуктовые наборы — ничего такие, тяжеленькие.

Ситуация, безусловно, тяжелая для всех нас — а что поделать. Гражданам, которым мы помогаем, еще тяжелее. Так что приходится мобилизоваться. Дай бог, чтобы это все поскорее закончилось и мы вернулись к привычному режиму работы. Ну а если такое будет продолжаться — что поделать, будем работать. Мы уже поняли, что у нас есть потенциал, что опыта и сил у нас на такое хватит. Мы справляемся.

Свыше 900 тысяч южноуральцев охвачены различными мерами социальной поддержки

Поддержку соцработникам в такой ситуации оказывают разную — например, моральную. Министерство социальных отношений к профессиональному празднику запустило интернет-проект «Миссия — помогать людям». В нем работники социальных центров и учреждений рассказывают о себе и признаются в любви к своей работе, а южноуральцы в ответ говорят им слова благодарности за помощь.

Хотя, конечно, главная помощь — материальная. По поручению Алексея Текслера из регионального бюджета работникам комплексных центров соцобслуживания направлена единоразовая выплата в размере 10 тысяч рублей. Ее уже получили более 3 тысяч работников.

78 тысяч жителей Челябинской области получают социальные услуги на регулярной основе

Федеральные стимулирующие выплаты врачам составят 40 тысяч рублей (в учреждениях без заноса инфекции) и 60 тысяч рублей (в учреждениях, где зафиксирован случай заноса), среднему медицинскому персоналу — 25 и 35 тысяч рублей. Выплаты всему социальному блоку (социальные работники, специалисты по социальной работе, психологи) установлены в размере 25 и 35 тысяч рублей, медицинскому персоналу — 15 и 20 тысяч рублей, техническому персоналу и персоналу, занятому на иных должностях, — 10 и 15 тысяч рублей соответственно. Если по болезни сотруднику пришлось прервать свой режим превентивной изоляции, то оплачиваются ему все 14 дней смены.