Вне зоны доступа

Как сбой в системе QR-кодов навредил массовой вакцинации — личное мнение

Андрей Ткаченко

Где поставить прививку от коронавируса? Как получить QR-код? Эти вопросы волнуют челябинцев с каждый днем все больше. И, казалось бы, все давно разжевано и объяснено. А вопросы все никак не заканчиваются. А кто в этом виноват? Глупенький народ, до которого все долго доходит? Или же те, кто до сих пор не может все наладить и организовать по-человечески?

Да, да, да — все разговоры о ковиде, вакцинации, ревакцинации, кодах и прочем уже набили оскомину. Но как об этом не говорить, когда эта тема остается главной на повестке каждого дня. Когда QR-коды начали массово вводить в регионах, это тут же привело к массовым холиварам в сети — одни утверждают, что все правильно, это поможет обезопасить людей, другие кричат о разделении населения на разные сорта. А тут еще случай предоставился для новой волны обсуждений — и возмущений.

Технический сбой на «Госуслугах» привел к исчезновению или «обнулению» QR-кодов пользователей, привившихся более полугода назад. То есть пострадали как раз самые дисциплинированные, те, кто пришел привиться заранее — а не когда придали виртуального «пинка» для ускорения. Как итог — паника, массовое недоумение, нецензурные выражения в соцсетях и в реальности.

У меня, например, слегка поседели волосы (хотя даже порог в 30 лет я еще не преодолела). Дело в том, что у меня давно уже лежит билет на концерт, который состоится буквально на днях. Вход — естественно, по QR-коду. И остаться без него и потерять деньги — такая перспектива меня обрадовала, мягко скажем, мало. Конечно, был вариант с быстрой ревакцинацией, но он меня тоже не сильно прельщал — во-первых, это идти и прививаться посреди рабочей недели и страдать от возможных «побочек» вроде поднимающейся температуры и боли в руке. Во-вторых, не факт, что код придет быстро и без проблем — они в последнее время участились. Да и на «Госуслугах» прямо указано: «Информация для выдачи сертификата может поступать от медорганизаций с задержками или ошибками — с проблемами сталкивается до 20% пользователей». Но об этом — далее.

Сбой, по данным Минцифры, затронул 300 тысяч пользователей

А пока ненадолго вернемся к истории с «обнулением» сертификатов. «Ошибка с сертификатами устранена. Утром 8 ноября некоторые пользователи „Госуслуг“ заметили, что срок действия сертификатов о вакцинации от коронавируса изменился — был год, а стало полгода. Ошибки были допущены в сертификатах у 300 тысяч человек. Всего же на „Госуслугах“ сейчас выпущено около 50 млн сертификатов.

Минздрав 22 октября утвердил приказ: к 8 ноября по всей стране вводится единая форма сертификата для тех, кто привился или переболел. Уже выпущенные сертификаты нужно было оперативно обновить.

На разработку, внедрение и тестирование у нас было мало времени, поэтому и произошел сбой — смешались сроки действия сертификатов переболевших и вакцинированных.

Проблему исправили за 4 часа — сейчас сроки действия сертификатов восстановлены. Сайт и мобильные приложения госуслуг работают стабильно. Мы смогли так быстро все исправить благодаря неравнодушным пользователям, которые сообщили о проблеме.

Я понимаю, что вопрос с QR-кодами чувствительный, поэтому в дальнейшем по всем подобным работам будет обеспечен дополнительный технический контроль», — пришло такое письмо пользователям от главы Минцифры РФ Максута Шадаева.

Вроде все подробно объяснено, и даже может сойти за извинения за потрепанные нервы. Но как бы между строчками будто читается, мол, всего лишь у 300 тысяч человек произошла ошибка — из 50 миллионов это практически ничего. Да и вчера после восстановления кодов посыпались комментарии от некоторых пользователей: «А что такого, ну подумаешь, сбой всего на пару часов, все же исправили». А кто-то подумал о людях, у которых за эти несколько часов могли происходить важные судьбоносные события?

Вот, например, пара, отправившаяся по делам в ТРК и уже перед самыми дверями обнаружившая, что внутрь попасть не получится. Таких вчера были десятки, что подтверждается снимками нашего фотокорреспондента:

Многих людей со «слетевшими» кодами разворачивали на входах в ТРК

Страшно подумать, что было с теми, кто, например, в часы сбоя регистрировался на рейсы, где нужны действующие сертификаты от COVID-19. Да даже те, у кого с кодом все было в порядке, предъявить их попросту не могли какое-то время — «Госуслуги» просто рухнули под наплывом пользователей.

Но самое печальное в такой ситуации — даже не сам факт того, что сбой произошел. Действительно, он был достаточно коротким, и, надеемся, для большинства людей закончился без проблем. Вот только это все показало несколько важных вещей.

Первое — хрупкость электронной системы. Ну о каких электронных паспортах можно вести годами речь, если «Госуслуги», которым уже столько лет, до сих пор так уязвимы? Ну как закрывать все под QR-коды, если систему так легко сломать техническими обновлениями?

Второе — самое главное — это сильный удар по прививочной кампании. Я, как человек, который полностью поддерживает необходимость вакцинации, прекрасно начала понимать если не противников прививок, то уж тех, кто против системы QR-кодов — точно. Тут же со всех уголков сети понеслась мысль, что никакой это не сбой, просто срок действия сертификатов «скостили» до полугода. Без предупреждения, без официальных документов. А это — новые волны негатива, которые так просто не унять, даже после заявления от властей, что сроки действия сертификатов не меняются. Ну доколе специалисты, врачи будут объяснять важность и необходимость прививки, чтобы потом вот это вот все сломалось чуть ли не в одночасье?

Да и без этого злополучного сбоя система порой выдает проблемы, для решения которых людям приходится биться об стену. Мой знакомый поставил первый компонент прививки в «Юности». Похвалил организацию процесса. Говорит, едва заходишь внутрь — к тебе подбегают волонтеры, объясняют, куда идти, где раздеваться, что заполнять, где вставать в очередь. Меньше часа даже при толпе — и вот ты уже с уколом.

Вот только проблемы начались потом. Спустя почти неделю после прививки на «Госуслуги» так и не пришло уведомление о получении первого компонента. В чем причина? Где-то в данных закралась ошибка? Будет ли в таком случае после второй прививки сертификат? И не понятно, куда обращаться. Есть разные горячие линии, но опять же, не совсем понятно, на какую именно звонить. По месту проживания? По месту расположения поликлиники, чья бригада ставила прививку в «Юности»? Обращаться непосредственно в саму поликлинику? Писать на «Госуслуги»? Готовить обращение в Минздрав?..

У коллеги — уже прошедшей оба этапа вакцинации — была похожая проблема. Ей попросту не приходил сертификат. Она обращалась в больницу, писала жалобы, обращения через «Госуслуги», ей в ответ приходили формальные отписки.

На указанный в письме номер не отвечают (звонок прерывается, говорит коллега). Фраза «сертификат появится в скором времени» в итоге вылилась в его ожидание с 18 октября по 8 ноября. Когда, между прочим, вовсю уже вступили в силу ограничения и коды.

Да, такой объемный процесс наладить непросто. Но столько времени ведь уже прошло. Может, все-таки, уже идеально отработать механизм, чтобы у и так излишне нервничающего населения не было лишних поводов для беспокойства? Ну давайте будем реалистами, мы же видим, сколько негативных мнений встречается по поводу вакцинации в интернете. И вот такие проблемы еще больше подливают масла в огонь. И не дают всем вместе поскорее прийти к общей цели — достижению коллективного иммунитета и уже, в конце-то концов, победе над пандемией.

P.S. Для тех, кто не доверяет электронным сервисам, скоро будет доступна возможность получить бумажный сертификат нового образца. В МФЦ такую услугу начнут предоставлять с 16 ноября. Ответственными за исполнение назначены Минцифры и Минздрав. «Они должны предусмотреть все возможности, чтобы люди получали такую услугу без сбоев, быстро и удобно», — отмечают в пресс-службе российского правительства.

Впрочем, не действия ли именно этих структур накануне привели к тому, что страна вздрогнула?..