Ковшом — на борьбу с камышом

Как проходит очистка реки Миасс в самом центре Челябинска

Андрей Ткаченко

Экскаватор-«амфибия» неторопливо скользит по глади Миасса и расчищает толщу воды от зарослей и мусора. Чудо-уборщик работает в условиях, где не справилась другая техника. В чем же трудности очистки реки и когда главная водная артерия Челябинска примет достойный центра города вид — в репортаже «Челябинского обзора».

В Челябинске прямо в черте города обнаружили раков. Пока, правда, только пару-тройку не успевших спрятаться членистоногих, предпочитающих сумерки, тенистые места и корни деревьев, растущих на берегах Миасса. Но самое главное — раки очень чувствительны к чистоте воды. Неужели наша главная река становится более пригодной для жизни?

«Рыбачу здесь лет 15. Сейчас река стала лучше, раньше был конкретный свинарник, все сбрасывали — банки, бутылки, людям было без разницы. А сейчас раки появились — это хороший знак. Они завелись, значит, вода очищается. Сам их видел лично — попались мне неделю назад ближе к Шершням, за „Родником“. Там вода уже прозрачненькая», — рассказывает заядлый рыбак Антон Азаркин. Он пришел на улов к мосту на Свердловском проспекте.

Пока только такой улов

Заняться любимым хобби рыбаку спокойно не дали. Рядом на воду с грохотом спускается плавающий экскаватор. А сначала на своих гусеницах он забавно (и очень долго) ковылял к воде. Прямо в реке ему меняют «подошву», чтобы аппарат смог отправиться вплавь и заняться своей главной функцией — сбором травы. Экскаватор поднимает со дна зелень прямо с корневищем, складирует на баржу — потом ее везут на берег и увозят мусор на утилизацию. Именно так на Миассе проходит первый этап по очистке русла реки — от элеватора «Союзпищепрома» до моста на Свердловском проспекте.

Проконтролировать ход работы пришли сотрудники Минэкологии. «Это именно санитарно-эстетическая очистка, — подчеркивает начальник Управления экологического просвещения ведомства Виталий Безруков. — Наша задача — убираем весь мусор из воды, тростник, все зеленые насаждения, которые выросли из парапетов, кустарники. Река Миасс в черте города занимает около 30 километров в длину, ее глубина — от 40 см до 7 метров. Толщина иловых отложений — от метра от полутора. Из-за неровных участков возникли сложности. Также у нас много разных мостов, где-то техника может пройти, где-то нет. Приходится выкручиваться, брать маленькие судна — параллельно работают от двух до четырех лодок, на которых рабочие скашивают траву как сверху, так и под водой».

Отдельные островки приходится убирать вручную

Известный в Челябинске активист отметил: дескать, реку убирают только вручную и всего-то пара человек на лодочке. Но как уверяют сами работники, руками приходится очищать только те места, где ковш бессилен. Это ряска на поверхности, участки под мостами, где технике просто не пройти. Всего — машиной и людьми совместно — уже собрано порядка 1 500 кубометров мусора и травы, около 200 тонн. Подсушенная на палящем солнце растительность отправится на полигон в Копейске, где внесет свой неоценимый вклад в рекультивацию свалки в качестве грунта.

Собранную растительность грузят на мини-баржу

Аукцион выиграла челябинская компания ООО «Акватехника», стоимость контракта — 14,8 млн рублей из областного бюджета, что почти в два раза меньше, чем изначально было заявлено на конкурс. Может быть, именно из-за такого снижения цены подрядчику пришлось столкнуться с трудностями. Мы уже упомянули, что изначально предполагавшаяся техника не подошла для работ, ее пришлось менять: экскаватор не смог своим ковшом собирать водоросли — глубину не рассчитали. Ему на смену пришел новый агрегат — тот самый, плавучий. Вскоре к нему присоединится старший «товарищ», почти в два раза больше по габаритам.

«Сначала тут очень много грязи было, вообще кошмар. Но этот участок мы уже почти очистили — работаем с утра до вечера, без выходных. Когда нам привезли новую технику, мы ее своими руками собрали. И всегда съезжаем в воду только в одном месте (возле элеватора — прим. редакции), больше спусков нет. Мы уже заказали кран, чтоб переносить экскаватор по воздуху, потому что он не везде может пройти. У нас все идет в срок, думаю, до сентября все закончим», — рассказал главный прораб компании-подрядчика Захар Оганисян.

Прораб следит, чтоб работа шла в срок

Хотелось бы узнать, как относятся к видами Миасса местные жители, но что-то в жару желающих подышать речным воздухом не нашлось. Зато удалось пообщаться с гостем города. И стало как-то даже стыдно за состояние своей родной реки и то, какое впечатление она производит на приезжих. «Скажем так, это безобразие. Потому что здесь можно было бы сделать „фишку“ города, украсить набережную. Такой вид — это ужасно. Плюс запах здесь специфический, — рассказал частый гость города, житель Екатеринбурга Шамиль. — У нас на Исети набережная облагорожена так, чтобы можно было спускаться к воде, лодки можно взять напрокат. И зарослей таких нет». Впрочем, набережная в скором времени все-таки должна преобразиться — и как она, по плану, будет выглядеть, мы вам, дорогие читатели, уже рассказывали.

Так выглядеть самый центр города, конечно же, не может

В следующем году Минэкологии планирует продолжить уборку Миасса от Свердловского проспекта в сторону ТРК «Родник», а с другого края — от конгресс-холла до Ленинградского моста. Когда-нибудь в Миассе пройдет и капитальная очистка: улучшится и качество воды, и разнообразия аквакультуры станет намного больше. Вот недавно в Миассе нашли и ондатр — по словам экологов, это признак того, что вода застоялась. Но пока о глобальной «зачистке» реки остается только мечтать.

«Мы уже выставили на аукцион задание разработать проект будущей капитальной очистки реки Миасс: там будет предусмотрено удаление слоя ила со дна, река станет глубже и с более мощным течением. Сейчас в Шершни сбрасывается от 4 до 6 кубов в секунду, что очень мало: река застаивается, зарастает», — добавляет Виталий Безруков. Но на это понадобиться много времени и, конечно же, очень много денег.

А пока, в ближайшие месяцы, Миасс ожидают следующие этапы работ:

  • 1) от элеватора «Союзпищепром» до моста на Свердловском проспекте, 15 июня — 15 июля;
  • 2) от моста на Свердловском проспекте до моста на ул. Каслинской, 15 июля — 15 августа;
  • 3) от моста на ул. Кирова до моста на ул. Братьев Кашириных, 15 августа — 15 сентября;
  • 4) от моста на Каслинской до моста на Кирова, 15 сентября — 15 октября.