Маленький город с большим потенциалом

Как менялись отношения Челябинска с другими городами на протяжении веков?

предоставлены Областным госархивом по Челябинской области

Со дня основания Челябинска прошло почти три сотни лет. За это время из маленького города-крепости он смог вырасти до города-миллионника, стал центром тыловой промышленности во время войны и административным центром всего Южного Урала. Но так было не всегда. Почему наш город далеко не сразу стал областным центром? И как складывались товарно-социальные отношения между Челябинском и другими мегаполисами?

С момента основания (1736 год) Челябинск вошел в состав огромной Сибирской губернии, которую создал еще Петр I. В нее тогда входили все территории, начинающиеся от Урала и заканчивающиеся Камчаткой. Так продолжалось некоторое время, пока не была образована Оренбургская губерния — так наш город влился уже в новую административную единицу.

«Оренбургская губерния — это то образование, которое было сформировано в результате деятельности оренбургских экспедиций. Когда мы говорим про экспедиции, тут есть несколько значений, и это не означает походы и путешествия. Экспедиция — это временный орган власти, который был призван организовать на Южном Урале присутствие России — построить крепости, проложить дороги, организовать скопления населения — населенные пункты», — рассказывает историк, заместитель директора Областного госархива Челябинской области Николай Антипин.

Рисунок Павла Пясецкого в 1890 году. Вид на Челябинск с востока

Оренбург стал точкой влияния на всю губернию, следовательно, и на Челябинск, зовущийся тогда Челябинским уездом (в 80-е годы XVIII века). Основной задачей нашего города было снабжать центр губернии продовольственными запасами. Это в какой-то степени придало импульс территории. В это время Челябинск активно развивался, обрастал новыми жителями и осваивал новые земли.

К 1915 году Челябинск стал самым крупным городом в Оренбургской губернии. Он превосходил Оренбург, свой административный центр, по логистике, масштабам, по включению в коммуникации, даже по численности населения. Уже тогда начал назревать вопрос: почему Оренбург считается центром губернии, если Челябинский уезд давно обогнал его по всем параметрам? Наш город пытался обогнать свой административный центр или равнялся на другие развитые города?

Рисунок Павла Пясецкого, вид на город с моста через реку Миасс

«Тут сложно сказать, кто на кого равнялся — Оренбург был административным центром. В отличие от Челябинска, города вокруг которого — Оренбург, Уфа, Пермь, Екатеринбург — были основаны изначально как столицы, крупные административные центры. Екатеринбург основан как центр горного Урала, Оренбург — как столица разворота в Среднюю Азию, Уфа — как административный центр управления Башкирией, а Пермь — как центр Среднего Урала. То есть эти крупные города были основаны как административные центры, а Челябинск — нет, отчасти из-за этого у нас заложена всегда соревновательная позиция. Челябинск называет себя столицей Южного Урала, но ведь Оренбург тоже на Южном Урале, он основан как столица», — рассказывает Николай Антипин.

Свои пояснения, почему Челябинск не равнялся на Оренбург, несмотря на его звание административного центра, есть и у известного краеведа Юрия Латышева:

«Мы входили в Оренбургскую губернию, но Оренбург находился очень далеко от Челябинска. То есть административно чиновники или сами приезжали в Оренбург, когда нужно было там какие-то разрешения получить, или курьеров туда отсылали. Но большее влияние оказали вот именно те города, которые поближе — это, естественно, Екатеринбург, это Миасс, это Троицк. Вот, кстати, первое междугороднее автобусное сообщение пытались наладить именно между Челябинском и Троицком, это уже в начале XX века».

Челябинский вокзал, рисунок Павла Пясецкого, 1890 год

Так продолжалось до 1917 года — красный октябрь перевернул страницу истории. Это был тяжелый период для Челябинска, «длительный период уездного захолустья»: население сократилось почти вдвое из-за того, что город больше не выполнял административных функций, и все чиновники, дворяне поспешили уехать из него.

«Челябинский уезд составлял примерно окрестности Челябинска и плюс еще Курганская область. А, допустим, Троицк, Верхнеуральск — это отдельно. Но все они входили в Оренбургскую губернию. А вот что касается запада и северо-запада — это имеется в виду Миасс и туда дальше на запад: Касли, Кыштым, Верхний Уфалей — это все уже входило в Пермскую губернию, в Екатеринбургский уезд», — обозначает примерные границы этого периода Юрий Латышев.

В 1919 году Челябинск все же признали достаточно крупным городом, и он получил независимость; последовало основание Челябинской губернии, правда, всего на пару лет.

Панорама Челябинска в 1913 году

«Челябинская губерния существовала совсем короткий период, с 1919-го по 1923-й, но это те четыре года, к которым Челябинск шел долгое-долгое время, ведь всегда хотел быть центром. Именно тогда определились границы Челябинской области, координаты совпадают во многом с теми, что сейчас. Но губерния была упразднена в 1923 году. Причина заключается в том, что была административно-индустриальная реформа, и была задача создать новый канонический район. Районы должны были включать в себя локализованные экономические комплексы, чтобы этим можно было управлять — промышленный комплекс, коммуникационный комплекс. И в итоге был создан такой „монстр“ в виде Уральского округа», — комментирует историк Николай Антипин.

Челябинск вошел именно в этот Уральский округ, административным центром которого был Екатеринбург, и находился там до 1934 года. Екатеринбург уже ближе и знакомее, чем далекий Оренбург. Возможно, именно тогда началось негласное соревнование между двумя крупнейшими городами Урала.

Митинг, посвященный запуску ЧТЗ, 1933 год

В 1934 году начался новый период картографической пертурбации и Челябинску выделили собственную область. Некоторая время в ней также числилась Курганская, но впоследствии ее выделили в самостоятельный субъект. После этих изменений появилась та Челябинская область, которую мы все знаем, уже 80 лет она находится на карте без изменений.

Вернемся к соперничеству между Екатеринбургом и Челябинском. Два города на Урале, расстояние между которыми всего 200 км, всегда сравнивались друг с другом. От тех, кто часто ездит в Екатеринбург и обратно, часто можно услышать фразы вроде: «В Челябинске дороге пошире, зато в Екатеринбурге транспортная инфраструктура более развита».

«Во-первых, Екатеринбург был основан раньше Челябинска. Не сильно намного, но раньше. Во-вторых, дороги в основном сначала шли, пока не было железной дороги, через Екатеринбург, в Сибирь и дальше. Плюс в Екатеринбурге обнаружили золото в окрестностях — и очень бурно начало развиваться строительство, появились золотопромышленники. Вроде бы одинаково — Екатеринбургский уезд и Челябинский уезд, с той лишь разницей, что Екатеринбург входил в Пермскую губернию, а мы в Оренбургскую, но численно он все время рос быстрее. Там даже цивилизация появилась быстрее, по сравнению с Челябинском. Вот, например, в Челябинске газеты появились только в начале XX века, а в Екатеринбурге газеты уже были во второй половине XIX века», — поясняет, чем обусловлено это соперничество, Юрий Латышев.

Проспект Ленина, 1970 год

Помимо разницы в темпе роста большую роль сыграли обстоятельства после революции. Была основана Уральская область, центром которой стал Екатеринбург, Челябинск вновь задвинули на вторые роли. Естественно, все деньги на развитие области шли в основном в Екатеринбург, в его окрестности, и уже в меньшей мере — в Челябинск. Даже зданий периода 1920-1930 годов в столице Среднего Урала намного больше. Какое-то время движение на Дальний Восток проходило через Челябинск, но после построили трассу от Екатеринбурга через Тюмень, и она оказалась в разы короче и удобнее, что тоже не могло не повлиять на темпы развития города.

Сложно сказать, какой из городов оказал на Челябинск наибольшее влияние. Екатеринбург обгонял по экономической составляющей, Оренбург — по развитию городской среды, а Уфа — численностью населения. Столица Южного Урала просто развивалась в своем темпе, возможно, более медленном, чем соседние города, но неумолимом в плане развития предприятий, экономики и инфраструктуры. Возможно, наша история только начинается, ведь нам до сих пор есть куда расти.