Проблемам с экологической обстановкой мы «обязаны» нашим предприятиям да автомобилям. Так полагает большинство — и не то что бы ошибочно. Но мало кто задумывается, какой урон мы наносим своими простыми, самыми обыденными действиями. И вот куда от этого деться?
В Челябинске (да и по всей стране тоже) слово «экология» прямо-таки до краев забивает информповестку. И все не так плохо — сегодня, говоря об экологии, мы часто говорим о новых «зеленых» технологиях, о том, как борьба с загрязнениями ведется на всех фронтах. Тут и закон о расчетных выбросах приняли, и соглашения-то с предприятиями понаподписывали, и рекультивация свалки вот-вот должна начаться, и транспорт новый-экологичный начали подвозить... Но борясь за чистоту и сохранение матушки-природы в масштабах регионов и стран, мы забываем о том, какие проблемы — увы, на сегодня почти нерешаемые — мы умножаем каждый день. Что я имею в виду? Да оглянитесь вокруг. Что вы увидите? Кто-то скажет, что мы живем в мире из бетона, металла и пластика, а мне кажется, мы живем в бумажном мире. Просто это кажется чем-то настолько обыденным и банальным, что мы не обращаем внимания. Но бумага повсюду.
Прошлась я на днях буквально несколько кварталов до магазинов. Пока добрела до пункта назначения, мне вручили три листовки — промокод в пиццерию (который можно было бы просто указать на сайте или в приложении), скидки в ювелирный магазин и еще какое-то промо развлекательного центра. Я привыкла помогать бедным промоутерам. После того, как морально помогала несколько раз подруге, подрабатывавшей на раздаче листовок (стоя рядом с ней), преисполнилась сочувствием к этой непростой работе. Когда мимо равнодушно проходят другие пешеходы, хочется таких товарищей поддержать. Вот я и взяла в привычку — раздаваемые флаеры на улице всегда брать.
Затем я, конечно, донесла эти три глянцевых ярких бумажки до ближайшей урны. Оттуда из бездны на меня глядели десятки их скомканных «собратьев». Меня переполнила грусть — от осознания, насколько бессмысленно тратится такой ценный ресурс — бумага. Причем эта мысль посетила меня не в первый раз.
Вдоль заборов (нелегальная, между прочим) расклейка афиш предстоящих концертов. Объявления на тумбах. Из листовок можно наделать столько конфетти, что пестротой накроет весь город. Ну зачем вешать текст о сдаче квартиры на стене подъезда, а не на специализированном сайте? Зачем выпускать кипы брошюр, флаеров, еще и, порой, с просроченными (!) акциями? Все эти скидки и промокоды на бумажках? По мне — так моветон... Не мне, конечно, учить специалистов по рекламе, как продвигать бренды, но пора бы уже искать способ достучаться до потенциального покупателя, не забивая ему руки лишний раз.
А еще я как-то побывала на производстве картонных упаковок: тогда это казалось так интересно, круто, красиво... А ведь если вспомнить — так там тонны древесины расходуются, тем более упаковки качественные, плотные, многослойные. Заходишь в производственное помещение — а там бумага и картон везде. Буквально ВЕЗДЕ. Какие-то листы разбросаны под ногами, огромные стопками разложены по всему цеху, на полках раскиданы кучи образцов... И это ведь совсем небольшое производство. А потом все эти упаковки сотнями забивают полки магазинов.
Идем в крупный торговый центр — нам по пути (тем, кто плохо уворачивается) успевают впарить еще несколько разных купонов. Расплачиваемся на кассе магазина, торжественно вручают акционный буклет — купите посуду, сумки, чемоданы... Тут же на кассе выдают по три километровых чека. И предлагают заодно корпоративную прессу — толстенный печатный каталог с продукцией. Получил дисконтную карту — заполни стописят бумажек. Ах, вы хотите помочь природе? Берите наши новые экопакеты, многослойные, бумажные...
Однажды мой сотоварищ, поднимая похожую тему в своем вузовском докладе, отметил: многие компании, ратующие за политику экологичности, отказываются от полиэтилена и прочих гадостей и предлагают покупателям бумажные сумки и пакеты. Отказываясь от вредных составов и переходя на экологичные пакеты, коробки, стаканчики, они, конечно, спасают природу от отравления. Но тем самым истощаются зеленые «легкие» планеты, которые уже и не легкие даже, а так, отдельные альвеолы.
«Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) — 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей» — говорит нам детская энциклопедия.
30 тысяч тетрадей — да ученикам одной современной большой школы этого едва ли хватит на четверть. 17 взрослых деревьев. Которыми, чтобы стать этими самыми «взрослыми», необходимы годы, десятки лет. Команда лесорубов справится с этими 17 деревьями за полчаса...
Восстанавливать деревья, конечно, можно и нужно. И у нас этим занимаются экологи, экоактивисты, городские власти и так далее. Но вот если подумать — у нас либо сажают зеленые насаждения в новых благоустроенных пространствах, либо восстанавливают леса, утраченные в пожарах. А вот подсчитывал кто-нибудь убытки от производства бумаги, картона, упаковок? Их пытался кто-нибудь возместить? Даже если специалисты будут высаживать саженцы, взамен ушедших в тираж, где гарантия, что те вырастут, не столкнувшись с лесными пожарами? или суровыми китайскими дровосеками, сносящими под чистую гектары сибирских лесов.
По подсчетам специалистов, за свою историю человечество уничтожило почти половину некогда произрастающих лесов. И эти темпы набирают оборот с каждым веком, с каждым годом.
И вот еще, кстати, немного интересных цифр из журнала «Наука и жизнь»:
С 1991 по 1994 год потребление бумаги на душу населения выросло в мире в среднем на 86 %, а в развивающихся странах — на 350 %. Сейчас темпы роста — еще выше.
В 1990 году по инициативе ООН была проведена глобальная оценка темпов уничтожения леса. Исследование обошлось в 4 млн долларов — это примерно одна восьмая той суммы, которую жители США тратят на покупку газет. В день.
С недавнего времени я перестала печатать чеки в банкоматах. Хотя раньше параноила — если вдруг что случится и деньги пропадут, пойду на бумажках отвоевывать свое, причитающееся. Ни разу, к счастью, не пригодилось, а чеки — побледневшие, но какие-то удивительно объемные — только забивали кошелек. И вот как-то получилось, что я перестала брать выписки из банкоматов. Особенно к этому располагает убедительная горящая надпись на экране терминала: «Распечатать чек? Не берите его без необходимости. Берегите бумагу». Вряд ли это спасет всю планету... Но я, как наивный человек, воспитанный на сказках и вере в силу маленького человека изменить мир, надеюсь, что хоть немного вношу свой посильный вклад в судьбу планеты. Оптимистичную судьбу, что немаловажно.
Меня до ужаса раздражало в универе распечатывать по нескольку раз 100-страничные дипломные работы — просто потому, допустим, что не так расставлены отступы в сносках. На мой взгляд, это бессмысленная трата ресурсов. Но подчиняться требованиям в сфере образования приходится. И с этим, увы, ничего не сделаешь — пока не ратифицируют электронные работы без материального носителя. Мы вообще без многого бумажного пока не справимся. От туалетной бумаги не избавимся. И от книг, календарей и упаковок. А что мы вообще можем? Пусть и немногое — но все-таки можем.
Не брать электронный распечатанный билет в кино или театр, ограничиваясь данными на экране смартфона. Делать, при возможности, двухсторонние ксерокопии и распечатки; не печатать лишний раз выписки в банкоматах-терминалах; не брать чеки в кофейнях, магазинах — там, где уверен, что точно не придется возвращать товар. И сдавать макулатуру — последнее, кстати, почему-то многими школьниками воспринимается как наказание. А дело-то хорошее.
Иными словами: берегите природу, мать вашу!