Предстоит учиться мне в онлайн-университете

Как коронавирус перевел учебу в цифровую реальность

Андрей Ткаченко

Пандемия коронавируса, безусловно, повлияла на все сферы жизни — но пока одни отрасли постепенно выходят из застоя и кризиса, другим последствия ощущать еще долго. Учеба в школах и вузах Челябинска (да и всей России) далеко не по щелчку пальцев выберется из дистанционного формата. Повезло ли ученикам и студентам? И легко ли грызть цифровой гранит науки? Проверено на собственном опыте.

Автор, так получилось, за проведенные годы в университете еще не утратил страсть к познанию нового и осенью года 2019-го от рождества Христова решил изучить новую для себя дисциплину. Поступить я решила в другой вуз — не тот, обучению в котором ранее посвятила шесть лет жизни. Новое учебное заведение, новая специальность, новые знания, новые люди вокруг — это все прекрасно. Я не буду говорить, что стало лучше, что хуже — даже о самой специальности и вузе умолчу. Первый семестр прошел отлично и гладко — даром, что это был первый мой опыт заочного обучения. А потом грянул ОН.

Расписывать во всех подробностях, как повлиял коронавирус на нашу жизнь, не стоит — уже, честно, оскомину набило, да и на страницах «Обзора» мы этому посвятили немало текстов, больших и маленьких, а уж новостей и вовсе не счесть. Позвольте лишь напомнить краткую хронологию событий:

  • Сначала, с закрытием границ, иностранным студентам продлили каникулы, позволяя остаться дома;
  • Уже в начале апреля учеба была переведена в дистанционный формат;
  • Позже стало ясно: близятся теплые майские дни, заморская зараза не отступает, видимо, период сессий и школьных экзаменов либо сдвинется, либо перейдет в онлайн.

Последнее, собственно, случилось и у нас — и об этом даже студентов оповещать специально не стали. Вроде оно и так само собой разумеющееся. Грянула сессия, кто не успел к этому времени обзавестись камерой с микрофоном — тот опоздал, как говорится.

Когда коридоры вузов вновь заполнятся студентами?

Безусловно, на первый взгляд, сессия по дистанционке — сплошные удобства. Не нужно тратить время, чтобы добраться в вуз, тратиться на общественный транспорт/такси или искать парковку, тоскливо ждать своей очереди под дверью кабинета. 15 минут — отстрелялся и готово. Заодно, пока отвечают одногруппники, поглядываешь ленту новостей и переписываешь в соцсетях, читаешь книжку, пьешь кофе, одним наушником слушаешь новый альбом любимой группы, вышиваешь крестиком (да хоть ноликом) — или просто параллельно работаешь (как было у автора). Красота! Теоретики тайм-менеджмента начала нулевых рыдают. О таком способе экономить время раньше и мечтать было нельзя.

А уж какие возможности открываются для списывания у особо нерадивых студентов... В соцсетях молодые люди делятся лайфхаками (довольно очевидными), как сдавать сессию дистанционно: тут и любой интернет-поисковик на экране; и распечатать все материалы можно заранее (их несложно спрятать, даже если перед началом экзамена вас попросят через камеру показать окружающее вас помещение); и даже посадить рядом советчика... Про выпускников и говорить не стоит — многие из нас бы с радостью отказались от сдачи госов и перевели защиту диплома в онлайн-формат, подальше от пугающей комиссии. Благодать, как тут не стать враз отличником? Опыт, безусловно, интересный. Казалось бы, хоть молись ежедневно да злостно нарушай режим ограничений, чтобы пандемия растянулась на все годы обучения (без жертв, конечно, но с сопутствующим продлением всех ограничений)... Но спасибо, больше не надо.

Сессия — морально тяжелое для студента время. Хоть в онлайн, хоть вживую

Почему? А помните вторую неделю самоизоляции? Почему вторую — да потому что на первой многие кайфовали: работаешь на удаленке, вставать рано не надо, долой заморочки с облагораживанием внешнего облика (хотя разное бывает, если приходится демонстрировать себя красивого в камеру), вкусная домашняя еда в соседней комнате — не жизнь, а сплошная Акуна матата. А вот дальше народ потихоньку начал, судя по многочисленным жалобам во всех соцсетях, лезть на стену от тоски. А уж те, у кого дети надолго остались дома без учебы, готовы были, наверное, заделаться биологами-эпидемиологами-вирусологами на полставки и, несмотря на все запреты, отправиться хоть в Китай — помогать с разработкой вакцины.

И с учебой примерно так же. Нет, конечно, отдельные практические занятия, консультации и экзамены не так много времени и занимают. Но смена обстановки — дело важное. А тут как будто день сурка бесконечный. На работу сходил — через интернет. Поучился — через интернет. Спектакль посмотрел, концерт послушал — вновь не отрываясь от компьютера. Доставку нужных покупок — тоже в онлайн-режиме заказал, но хоть до двери дошел, получил. Вот они, истинные ужасы киберпанка.

Технические проблемы тоже никуда не денешь. Да, XXI век на дворе, но помехи в трансляциях, зависания и «перегревы» серверов от наплыва желающих получить оценку — дело вполне привычное. И еще это — дополнительный стресс. Произнес проникновенную речь на камеру (причем никого на экране не видишь, говоришь словно в пустоту) — а тут раз, звук у тебя «вылетел», преподаватель не услышал или вообще из видеотрансляции выкинуло — и давай все по новой. А еще нам предлагают вышки 5G сносить. Ну уж нет, лучше ходить чипированными.

В-третьих — сам процесс учебы вживую не заменишь на цифру. Да, это банальная и очевидная вещь, но только сейчас ее получилось прочувствовать в полной мере. Задавать вопросы преподавателю неудобно (микрофон — не панацея, все те же проблемы со звуком, подтормаживание, и, прямо скажем, не 4K качество трансляции), попросить что-то показать наглядно — проблематично, принести свою распечатанную работу для правок и комментариев — вообще забудьте.

И еще одно — у меня такое ощущение, что я за этот семестр для себя ничего не усвоила вообще. Он, по сути, выкинут впустую. Дело, конечно, не в преподавателях, вузе или даже пресловутой короне. Это исключительно вопрос самодисциплины — а с ней, увы, сейчас тяжеловато. Ну зачем мне, скажите, вспоминать какие-то лекции, если для сдачи теста мне достаточно Гугла с Яндексом под рукой? Тетрадки с записями перед носом или лекции на экране тоже никто не отменял. Ну и что я из этого запомню? Стимула учить теорию нет. А как же тяжело себя заставить... Тем более, когда такое солнышко в окно слепит, да и гулять уже можно спокойно в скверах и парках. Таким прекрасным летом совсем не хочется уделять внимание учебе. Мои проблемы? Конечно, исключительно мои, признаю. Но осознание своих ошибок — еще не шаг к их исправлению. Все-таки этот безудержный онлайн-гедонизм может ужасно разбаловать и «растюленить». Кстати, мне еще предстоит экзамен по билетам. Отвечать на них онлайн — это действительно что-то новенькое. Будем посмотреть, как говорится.

Что со всем этим делать? Возможно, всем вузам стоило отложить сессии до осени, когда вся пандемия (будем очень надеяться) окончательно спадет и можно будет спокойно отправиться на экзамены живьем (даром, что тот же ЕГЭ никто в виртуал не переведет). Но это тоже такой себе выход. Для многих — это нарушенные планы, для иногородних, кто заранее приехал на сессию — дополнительные затраты.

Кто как, а автор скучает по заполненным аудиториям

Нет, безусловные плюсы есть — помимо уже упомянутой экономии времени, средств и вообще почти всех ресурсов, это и отдых (хочется так думать) для преподавателей: никаких бесконечных пересдач (ну, правда, нужно сильно постараться, чтобы завалить тесты с билетами в онлайн-режиме), возможность увидеть всех студентов — в том числе тех, кто сутками напролет занят на работе (на заочке таких — пруд пруди), или тех же самых иногородников. Да и признаться честно — в условиях пандемии и ограничений это единственный адекватный и возможный вариант. Безопасность обеспечена, и какая-никакая (пусть и чисто формальная) проверка усвоенного за семестр материала есть.

Но что-то после этого не хочется, чтобы такой формат учебы продолжался вечно. А ведь разговоры ходят всякие... «Не хотела я об этом говорить, но не могу не сказать, в силу того, что возглавляю оперативную работу по борьбе с коронавирусом. Мы не знаем с вами, уважаемые коллеги, что нас ждет осенью. Конечно, мы ко всему готовимся, конечно, мы с учетом опыта, приобретенного весной, хотим более достойно пройти период осенне-зимний», — рассказала вице-премьер Татьяна Голикова на заседании правления Российского Союза ректоров. Так что остается только вздохнуть и начать морально готовиться к продолжению онлайн-вакханалии и в грядущие месяцы. Да, наконец, попробовать стать лучшей версией себя и попытаться все-таки изучить материал, что так удачно «просвистел» мимо в эту сессию. 

Цифровизация круто поменяла многие сферы жизни, особенно в условиях пандемии. Глядишь, еще немного — и, может, появятся даже многострадальные электронные паспорта... Но вот учебу виртуалом, по моему скромному мнению, все-таки не заменишь. Поэтому теперь я подозрительно кошусь на всякие онлайн-лекции, бизнес-тренинги, цифровые школы английского языка, да какого угодно языка. Хорошего — понемножку. Живое общение и возможность все оперативно спросить ничем пока не заменить. Даже возможностью на экзамене отвечать в обнимку с Гуглом.