По направлению к детству

Как и зачем режиссер родом из Челябинска снял фильм «Бегство рогатых викингов»

kino-teatr.ru

Илья Белостоцкий, выпускник мастерской Владимира Хотиненко, режиссер «Ералаша» и эпизодов сериала «След», наконец, закончил детский фильм по повести знаменитого писателя Владислава Крапивина. Премьера задорной, остроумной, теплой ленты состоялась в кинотеатре имени Пушкина. «Челябинский обзор» считает, что это очень нужное событие, хоть и прошло почти незамеченным.

В российском кинематографе ниша детского кино для широкого проката практически пуста (давайте не будем считать за таковое комедии типа «Тот еще Карлсон!» или раскрашенные и снятые в 3D вариации по мотивам богатырских похождений — они не для детей, а для того, чтобы взрослые дяди и тети заработали на билетах). Причина проста, как три рубля из далекого советского детства: отсутствие финансирования. Илья Белостоцкий, уроженец Челябинска, выпускник ВГИКа и режиссер, снимавшей в равной мере как веселые эпизоды «Ералаша», так и мрачноватый сериал «След», сумел сделать почти чудо: выпустил настоящий детский фильм по повести замечательного, непревзойденно талантливого Владислава Крапивина. На эту работу у постановщика ушло семь лет и чуть больше 8 млн рублей. Премьера в Челябинске прошла в кинотеатре имени Пушкина. Зал был не то чтоб полон, но в нем было много детей. И им фильм понравился.

«Бегство рогатых викингов» — типичная для всех времен история о том, как герои-дети играют во взрослых. Дружат, ссорятся; делят территорию, будь то песочница или овраг, которые, пока ты маленький — и есть целый мир ( а одно лето — почти что целая жизнь). Задирают малявок или наоборот, вступаются за слабых. Учатся смелости и отваге, состраданию и добру, умению признавать свои ошибки и взглянуть на события с другой точки зрения. Об этом — все шедевры мировой литературы для детей, на которые XX век выдался особенно щедрым: Астрид Линдгрен и Кеннет Грэм, Юрий Коваль и Туве Янссон, Дональд Биссет и Владислав Крапивин. Этот список, конечно, гораздо длиннее, но Крапивин в нем, безусловно, стоит на одном из первых мест, особенно для русского читателя. Это он создал уникальную вселенную «В глубине Великого Кристалла», где его маленьким героям приходится решать совсем недетские проблемы и, более того, противостоять взрослому злу, взрослой жестокости. Оставаясь при этом все же детьми — открытыми, гибкими, искренними и великодушными, какими, наверное, могут быть только дети.

Съемки прошли в старых кварталах Тюмени

Впрочем, ранняя повесть «Бегство рогатых викингов» написана в куда более мажорных тонах. Итак, однажды летом с десяток мальчишек 10–12 лет под предводительством хулигана Тольки Самохина вообразили себя викингами, смастерили щиты и рогатые шлемы и принялись задирать всех младших в округе. И тогда девятилетний Женька по кличке Джонни с четырьмя друзьями чуть постарше объявили им войну. Победить в ней помогла суровая коза Липа, а декорациями стали деревянные дома, палисадники и старенькие дворы Тюмени (там прошли съемки). Илья Белостоцкий снял фильм близко к тексту, перенес его куда-то, видимо, в современность ( а повесть была написана в 1969-м году) и при этом парадоксальным образом убрал все приметы десятых годов XXI века. У детей нет мобильных телефонов, они совершенно свободно, без надзора гуляют, попадают в разного рода истории и сами же выбираются из приключений. Взрослые за них не переживают, и даже полиция поглядывает сквозь пальцы.

— Я снял вневременную историю, потому что такова была практическая задача. Снимать ретро не хватило бы никакого бюджета, а осовременить полностью, с деталями не вышло бы, потому что жизнь-то сильно изменилась со времен того, как Крапивин это все написал, — поясняет Илья Белостоцкий. — Поэтому мы хотели сделать и сделали свою, уникальную вселенную детства. Писатель фильм посмотрел, ему понравилось. Сказал, что на фоне практически полного отсутствия детского кино в стране это очень неплохо.

«Бегство рогатых викингов» снимали и монтировали семь лет

Фильм действительно сделан хорошо. Не хочется говорить банальности про то, что дети порой играют лучше взрослых, про их горящие, распахнутые глаза и лукавый задор, про то, что дети — это всегда дети, в какие бы непростые времена они ни жили, но это так. Режиссер провел отличный кастинг, собрал яркий актерский состав (детей искали в школах Тюмени, со времени съемок многие из них уже выросли). В каждом кадре видно, что дети работают с удовольствием. Те, кто вырос на приключениях Петрова и Васечкина или братьев Электроников, наверняка вздохнут с ностальгией — это тот же почерк, те же яркие краски, то же вроде бы незримое, но при этом осязаемое камерой тепло, которое сопровождает в детстве каждого, кому оно выпало счастливое, беззаботное, в лопухах и в огороде, со сбитыми коленками, суровой, но любящей теткой (или бабушкой-дедушкой), верными друзьями, облупленным от загара носом и драгоценными сокровищами в старом дровяном сарае. Эта жизнь от нас, увы, уходит. Уходит медленно, но верно, и, пожалуй, стремление ее задержать, запечатлеть теми, кто ее еще помнит — бесценно.

В Челябинске фильм пройдет в кинотеатре «Знамя». Есть также договоренности по прокату в Тюмени и Свердловской области. Но нужно понимать, что речь идет об очень ограниченном прокате, поскольку для мультиплексов такие фильмы невыгодны. Впрочем, режиссер пообещал, что в обозримом будущем фильм можно будет посмотреть в интернете, на профильных ресурсах. Для малобюджетного детского кино в наше время — это уже неплохо.