Заройте ваши денежки

Как финансовые пирамиды нашего времени оккупируют Челябинск

Сетевой маркетинг с кэшбэк-сервисом набирает обороты: вносишь деньги — получаешь скидки в различных магазинах. Слова новые, суть старая: приводишь друга — становишься «миллионером». Явление настолько проникает в массы, что уже и Центробанк начал бить в колокола. «Челябинский обзор» пообщался с клиентами финансовых проектов и сделал некоторые выводы.

Предисловие:

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,
Несите ваши денежки — иначе быть беде.
И в полночь ваши денежки заройте в землю там,
И в полночь ваши денежки заройте в землю, где?
Заройте в землю, где...

Не горы, не овраги и не лес,
Не океан без дна и берегов,
А поле, поле, поле, поле Чудес,
Поле чудес в Стране Дураков
(из к/ф «Приключения Буратино»)

«Все начинается с простого: сначала мне предложили просто получать кэшбэк и скидки в различных магазинах. Сперва я заплатила 1,5 тысячи рублей, а потом внесла еще 20 тысяч, чтобы приобрести бизнес-пакет с 6 уровнями кэшбэка, а потом еще 40 для премиум-уровня, где уже 12 уровней кэшбэка», — рассказывает 45-летняя Ирина.

Женщина похоронила мужа и чтобы отвлечься и избавиться от гнетущего чувства одиночества решила себя чем-то занять; подруга предложила подзаработать. «Мне наобещали „золотые горы“, напичкали историями успеха, заверили, что платформа позволяет зарабатывать, просто привлекая людей».

Аналогичные истории мы услышали еще от нескольких женщин, не говоря о том, что интернет просто пестрит подобного рода комментариями: «Это новая финансовая пирамида, кэшбэк для идиотов, очередной развод, который держится за счет лохов. Чем больше вы туда заносите денег, тем больше вы лох».

Мы решили посмотреть, как это работает изнутри, поэтому корреспондент «Челябинского обзора» под видом потенциального клиента отправился в один из офисов данной компании. Удобное расположение в центре города, комфортабельный конференц-зал, улыбчивые и хорошо одетые девушки на входе. На презентацию, помимо автора этих строк, пришли еще порядка 15 человек. Преимущественно — женщины в возрасте 50+.

Презентации по привлечению новых клиентов проходят каждую неделю

— Здравствуйте, я лидер Казани Юлия Зеленова. С компанией познакомилась чуть больше года назад, увидела в этом перспективу и сегодня развиваю данный сервис в разных городах. На сегодняшний день компания присутствует более чем в 60 городах России. Моя команда более 900 человек, а совокупный доход 1 млн рублей. Я расскажу, как стать клиентом и немного о том, как можно зарабатывать. Подробнее о 10 видах дохода — на второй встрече.

Спикер — при полном арсенале техник НЛП — уверенно держится перед публикой, шутит, пытается быть максимально открытой. Размахивает руками и рассказывает, что ей когда-то тоже было непонятно, откуда появляется кэшбэк и что такое онлайн-покупки.

— Заказали на китайском сайте часы, получили кэшбэк; купили в магазине бытовой техники пылесос, получили кэшбэк. На эти деньги, которые вам вернулись, пошли поели шашлык и опять получили кэшбэк. Сходили в салон красоты — за баллы купили шубу! Вот такой круговорот кэшбэка. Кроме того, наша карта открытого типа — действует в любом городе и даже за границей.

Спикер из Казани расписывает «выгодную» схему

Бесплатно услуга, естественно, не действует. Юлия объясняет, что за карту и за вход в приложение надо заплатить 1,5 тысячи рублей. «Это сумма единоразовая, без последующей абонентской платы». Затем начинает работать реферальная схема: приводи друга — получи скидку. За каждого привлеченного пользователя начисляется 300 рублей плюс 2,5% кэшбэка от каждой его покупки.

— Но на этом минимальном тарифе можно расширить свою структуру максимум до двух линий, то есть получать деньги за двух приглашенных друзей. Если же вы хотите жить на пассивный доход и попивать коктейль где-нибудь в Таиланде, тогда стоит приобрести премиум-пакет за 60 тысяч рублей, который дает 12 уровней кэшбэка. Однако и это не предел — максимум привилегий вы получаете в Team-пакет с 16 уровнями кэшбэка за 225 тысяч рублей, который окупится уже за месяц, — заверяет Юлия, правда, не уточняя подробностей, как несколько сотен тысяч рублей вернуть всего за 30 дней. Но публика уже на взводе, смотрит на спикера зачарованными глазами.

— Хочу вот этот Team, — шепчет мне соседка справа. — Я пока вошла на 1,5, а теперь вот думаю, где взять деньги на этот пакет.

— А прибыль-то вы уже ощутили? — интересуюсь.

— Конечно, вчера пошла в кафешку, попила чай за 150 рублей, тут же пришел кэшбэк 70 копеек. Вот сейчас привела человека, который, возможно, тоже захочет зарегистрироваться.

— А откуда узнали о компании?

— От подружки. Она давно мне рассказывает, я ей все говорила: «Да отстань ты от меня, не надо мне пудрить мозг этой сетевухой». Она все не отстает да не отстает, вот и решилась, все равно дома сижу.

Презентация подходит к концу, и Юлия приглашает всех на вторую встречу. Одни гости расходятся, другие кучкуются возле стройной красивой женщины. Это 48-летняя Валентина, в прошлом менеджер по продажам. Она устраивает спектакль на публику:

— Сейчас зайду в личный кабинет и покажу, что за март заработала 58 тысяч рублей, — тычет в телефон Валентина. — Вот видите, 28 тысяч я уже вывела. За последние три дня 10 человек приобрели карту, и я заработала 9 600. При этом сейчас у меня масса свободного времени, а раньше я работала с 9 до 21 и получала 1% с выручки. Это вообще легкий бизнес, я очень вдохновлена — это вам не баночки с косметикой и тряпочки предлагать.

— А это не пирамида?

— В вашем понятии пирамида — это когда с ваших денег человек зарабатывает. А здесь деньги вы отдаете компании и компания начисляет уже бонусы за ваши приглашения. Пирамида — это когда нет продукта, а здесь продукт — единая карта. И вы имеете «живые» денежки у себя в личном кабинете.

Презентация идет около часа

Подобные сетевые компании опутывают сетью всю страну. Их лидеры громогласно вещают в своих инстаграмах и ютьюбах, что сетевой маркетинг — это не пирамида.

«Для многих людей система, в которой за приведенного человека платят деньги, пирамида, — пишет в посте бывший заводчанин, а теперь якобы миллионер Степан Комков. — Они совершенно не понимают разницы между финансовой пирамидой и сетевым маркетингом. Сетевой (партнерский, реферальный) маркетинг — это метод продвижения продукта или услуги через сеть дистрибьюторов. Какие-то компании продвигают свои продукты через рекламную деятельность (традиционный бизнес), а кто-то путем сетевого маркетинга (через людей). Финансовые пирамиды вы сейчас в чистом виде редко встретите, так как это уголовно наказуемо, но существуют компании, которые прикрываются продуктом».

Однако челябинский банковский эксперт считает по-другому. Артем Якунин работает с разными банковскими картами и знает о кэшбэках все.

«Эти системы напоминают некогда популярную схему „Кэшбери“. Люди несут деньги, им промывают мозги, обещают миллионы. Также это хорошо смахивает на бизнес-систему Airbit, которая работала по всей России, только там не было кэшбэка. Это все — псевдофинансовый продукт, который мошенники стремятся продавать через социальные сети, вовлекая в сетевой маркетинг родственников, знакомых и друзей».

Об этом же говорит и Центробанк РФ, который в этом году выявил деятельность 61 финансовой пирамиды. Причем наибольшая их концентрация зафиксирована в центральной части страны и на Урале.

Чем больше людей — тем больше заработок

«Финансовые пирамиды, пытающиеся достичь более-менее заметного масштаба, регистрируются в форме ООО, но в тех местах, где это проще сделать, и с присущими, конечно, для таких организаций схемами. По-прежнему деятельность таких структур сопровождается рекламой в печатных СМИ, в интернете и соцсетях.

Еще одна особенность последнего квартала — возвращение практики офисной работы с клиентом. Если совсем недавно интернет был основным средством коммуникации и рекламы финансовых пирамид, то сейчас организаторы понимают, что самое главное в жизни — человеческое общение, в том числе и мошенников со своими клиентами. Поэтому они открывают офисы, точки физического присутствия, где они могут непосредственно взаимодействовать с гражданами.

Люди перестали доверять рекламе так сильно, как это было раньше, поэтому мошенники, видя, что клиент уходит, пытаются вернуть его за счет личного контакта, активно используя при „обработке“ методы социальной инженерии», — сообщил в интервью федеральному изданию «Известия» Глава департамента ЦБ по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях.

Поэтому прежде чем отдавать кровно заработанные в сетевой маркетинг, не помешают вопросы самому же себе: будут ли пользоваться этим продуктом люди, незаинтересованные в партнерском заработке? Будут ли его покупать по той цене, которую предлагает компания? И, пожалуй, основной: действительно ли продукт или услуга несет пользу? Не получится ли нежданно стать жителем «Страны дураков»?