Модная тема

Как фильм «Две королевы» оказался неудачной пропагандой феминизма

s.kino.kz

В прокат вышла картина Джози Рурк, где прекрасные Марго Робби и Сирша Ронан разыгрывают одно из самых драматичных политических и женских противостояний в мировой истории. Я честно пыталась понять, о чем хотели рассказать создатели фильма, но осознала только одно — в старой Англии все мужики были слабыми сволочами.

Женская тема — в моде. Феминизм добрался и до России — им интересуются, его продвигают, на нем зарабатывают. В кино и театре стало больше центральных женских образов. Актрисы требуют больше реплик, денег, признания и публично топят прожженных акул шоу-бизнеса, обнародуя альковные сюжеты многолетней давности.

Примечательно,что «Две королевы» вышли в российский прокат чуть ранее «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, где речь также идет о сложностях женских взаимоотношений при английском дворе (правда, уже позже, в начале XVIII века). Можно сказать, тренд на ближайшее время утвержден.

Сестры, протестантка Елизавета I и католичка Мария Стюарт соперничали всю жизнь, предъявляя права на английский престол. И если первая до конца жизни не была замужем и имела народное прозвище «королева-девственница», то вторая успела сходить под венец трижды и родить троих детей — наследника, короля Якова I, и двух близнецов. При этом Елизавета сумела сохранить королевский титул и правила страной 45 лет, а Стюарт сошла с дистанции и закончила жизнь на эшафоте. Чем не сюжет для профеминистского продукта?

Из этой истории мог бы получиться замечательный фильм с настоящими, глубокими персонажами — как, например, в фильме «Еще одна из рода Болейн» (повествующем, кстати, о судьбе матери Елизаветы I, Анне, королеве-консорте, жене Генриха VIII Тюдора), в котором двух женщин, борющихся за сердце короля, сыграли Натали Портман и Скарлетт Йоханссон. Но увы — режиссер Джози Рурк вместо объемных и сложных характеров вручила персонажам до жути замыленные, деревянные реплики, словно взятые из тематических пабликов: «Сила женщины — слабость, ее советы — глупость», «Как это все началось? — Просто мудрецы начали слушать женщин», «Минута усилий не делает тебя мужчиной» и, наконец, венец всему — признание из уст незамужней Елизаветы: «Я сама уже стала, как мужчина».

Действие концентрируется вокруг фигуры Марии, гораздо меньше времени отводится Елизавете, а самые мелкие и смешные персонажи в этой оде сильным женщинам — разумеется, мужчины. Сценарист и режиссер не щадят ни фаворита Елизаветы Роберта Дадли, ни мужа Марии Генриха Дарнли (был ли он гомосексуалистом или нет, вроде как до сих пор спорят историки, но и без этой линии персонаж получился эээ... малоприятным до предела), ни Давида Риччо, который по версии создателей фильма был конкурентом Стюарт на любовном ложе с мужем. Представители сильного пола кружат возле двух королев, как бы намекая на свою власть и наличие каких-то ресурсов, но при этом остаются практически предметами мебели, которыми дамочки распоряжаются, как им угодно. Решают тут только женщины, красиво страдают тоже они, и в мужчинах нуждаются, похоже, только для того, чтобы зачать наследника. Мужчины мелко и крупно мстят — предают, устраивают заговоры, напиваются перед первой брачной ночью и вообще ведут себя, как пятиклассники в плохом настроении.

Актрисы старательно тянут на себе одеяло весь фильм. Марго Робби красиво носит накладной нос и даже оспа ей к лицу, Сирша Ронан изображает экзальтированную, эмансипированную и сильную духом молодую девушку, словно забыла выйти со съемочной площадки «Бруклина». И все же точит червь сомнений: это точно про женскую стойкость или это сатирическая усмешка над ней? Потому что стоит почти нетронутой после первого брака Марии завалиться в постель с горячим Генрихом и словить радость от нестандартного контакта, как все ее самообладание куда-то девается, а вся политическая карьера в этот момент устремляется в неверном направлении. Едва бесплодная Елизавета видит в конюшне жеребенка с красивыми глазками, как ее почти мужское сердце обливается слезами, и жестокая королева задумчиво прижимает к животу свернутый подол.

И таких моментов, заставляющих поморщиться, в фильме немало. А чего стоят слова Марии, сказанные Риччо: «Ты можешь быть кем угодно, мужчиной или женщиной, не так важно». Что это? И почему, кстати, свита королев состоит не только из бледных англичан, но и из африканцев и азиатов? Представителей иных народностей действительно приближали к особам королевской крови в середине XVI века, или это сценарная уступка — дань времени и моде?

Сильная, но при этом неоднозначная, многогранная женщина — продукт, который хорошо продавался в кино всегда. Вспомните хоть наобум «Касабланку», «Крамер против Крамера», «Тельму и Луизу» или на худой конец «Основной инстинкт». Я уж не говорю о фильмах последнего времени — «Джой», «Талли», «Кэрол» и т.д. Вот только ни одна из этих героинь не была слепком штампов и везде рядом с ними были мужчины — любимые или не очень, но при этом не превращенные сценаристом в бледных молей.

В общем, если «Двух королев» и сняли в угоду конъюнктуре кинорынка, то получилось неубедительно и местами смешно — при том, что история, в общем, не отличается комизмом. А самое обидное, актрисы-то — Ронан и Робби — хороши до невозможности: не просто красивы и женственны, но и умны и талантливы. Странно, что в кинооде феминизму места для проявления этих качеств почти не нашлось. Ждем «Фаворитку» — судя по рецензиям тех, кто фильм уже видел, там просто сатира — без всяких намеков на женский героизм.