Путь свободен

Как действовать челябинцам при виде незаконно припаркованных машин?

Андрей Ткаченко

Заблокирована машина. Или выхлопные трубы смотрят прямо в лица детям, играющим в песочницах. Или некогда зеленый газон изъезжен донельзя. На шумных улицах Челябинска и в родных дворах мы постоянно сталкиваемся с машинами, припаркованными на тротуарах, газонах, детских площадках. Как бороться с незаконными стоянками авто?

— Заканчиваю дела, скоро буду.

Выходишь с конторы и... провал. Обещание скоро приехать уперлось в некоего «умника», загородившего целый ряд машин. Бросил авто, пикнул брелком и ушел в неизвестном направлении на неизвестное время. Думается, это знакомо многим челябинцам.

Горожане нередко бросают авто как попало

В Челябинске сегодня, по данным городской ГИБДД, порядка полумиллиона личных автомобилей. Разместить их всех — задача не из легких. Нехватка парковочных мест особенно ощущается в центре города, поэтому улицы часто забиты оставленными машинами в два ряда. Некоторые автолюбители, не найдя места, встают прямо на тротуары.

Если обратиться к своду правил дорожного движения, то мы вспомним, что стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешена только для легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов в местах, обозначенных специальным знаком. Однако мы постоянно видим на улицах, как часто эта норма нарушается. Вместо того, чтобы встать рядом с тротуаром, машины заезжают прямиком на него. Пешеходам, для которых этот тротуар и предназначен, уже особо не разгуляться.

Опять же, согласно правилам дорожного движения, остановка запрещается: на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними; на трамвайных путях, на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, на велосипедной дорожке и т. д. Парковаться, соответственно, в таких местах строго запрещено.

За нарушение правил остановки и стоянки на пешеходном переходе и в пределах пяти метров от него, а также на тротуаре предусмотрены штраф — одна тысяча рублей — и эвакуация. В зоне остановки общественного транспорта — аналогично. За нарушение правил остановки и стоянки, создающей помехи для движения других транспортных средств — две тысячи рублей и также эвакуация. Незаконно занятое место на парковке для инвалидов обернется для автолюбителя опять же эвакуацией и штрафом в пять тысяч рублей.

Обычно за несоблюдением правил парковки на больших улицах, а также возле крупных ТРЦ и офисных зданий тщательно следят. Ежедневно в Челябинске эвакуаторы увозят на штрафстоянку в среднем около 160–170 автомобилей. Но обычно эта работа охватывает центр города. Плюс по дворам эвакуаторы не курсируют. На окраинах автохамство может остаться и безнаказанным.

Эвакуаторы трудятся ежедневно и бесперебойно

«Нужно звонить в дежурную часть ГИБДД города Челябинска. Во дворах, если машина стоит на тротуаре или ограничивает возможность выезда и въезда, нужно опять же обращаться в дежурную часть, — рассказали „Челябинскому обзору“ в отделе пропаганды БДД ГИБДД УМВД России по Челябинску. — Желательно, чтобы была, как минимум, какая-то фотография, на которой видно, стоит ли автомобиль на тротуаре или же просто вплотную к нему. Также должно быть видно госномер. Нужно также сообщить время, дату и оставить свои координаты. Обращение можно оставить на сайте Госавтоинспекции».

Подобная проблема существует и в жилых дворах. Да, многие водители выбирают платные организованные парковки. Но содержание автомобиля — удовольствие не из дешевых. Кому-то жалко денег, а у кого-то парковка настолько далеко от дома, что просто неудобно оставлять там машину. При этом во дворах многоэтажных домов мест явно не хватает. Вот и оказываются заставленными газоны, детские площадки, пространства перед мусорными баками.

Привычный городской пейзаж

В ГИБДД нам особо отметили: понятия «газон» в ПДД нет, и стоянка здесь правилами не регулируется. Поэтому если жильцы хотят защитить зеленые насаждения и детские площадки от автомобилей, лучше всего озаботиться установкой ограждений. Для создания организованной парковки во дворе нужно договариваться с собственником дворовой территории, проводить собрания жильцов. При этом если кто-то из горожан решил самовольно оградить участок двора под свою машину — необходимо принимать меры.

«Нужно заручиться согласием собственников многоквартирного жилого дома. Первая инстанция в этом вопросе — это всегда собственники, либо районная администрация. Если парковка незаконная, то собственники обращаются в полицию либо в надзорные органы», — прокомментировали «Челябинскому обзору» в пресс-службе городской администрации. — В целом, когда граждане понимают, что у них во дворе творится что-то не так, они могут обратиться как в районную администрацию, так и в управление благоустройства. Их специалисты выезжают на место, смотрят наличие нарушения, проверяют по своим документам. Актируют, составляют протокол об административном правонарушении, штрафуют. Если есть необходимость, они привлекают полицию. Они следят за соблюдением всех правил благоустройства в Челябинске. Хотя, конечно, инстанция, которая должна следить за порядком во дворе — управляющая компания".

Таким образом, в случае нарушений можно обращаться в администрацию района, управляющую компанию, в ГИБДД. Но одно из главных и действенных решений проблемы — провести общее собрание и обговорить возможные варианты, удобные для большинства жильцов.