Путь к знаниям лежит через желудок?

Как действенно мотивировать детей получать хорошие оценки

«Не хочу, не буду, мне это неинтересно!» Как часто такие фразы можно услышать от ребенка? Заставить школьника сделать домашнее задание, выучить стих или вовсе пойти в школу — сплошное испытание. На какие только ухищрения челябинцы не идут: вот тебе за пятерку 50 рублей, а за двойку лишаешься смартфона на месяц. Уже даже и бизнес подключается, проводя различные акции для отличников. Не происходит ли здесь подмены понятий?

Один из владельцев кафе в Челябинске объявил акцию: за хорошие оценки в дневниках Оганнес Оганнисян кормит школьников шаурмой. Система проста: школьник приходит после школы, показывает управляющему дневник, рассказывает, какие оценки за сегодня он получил, после чего получает питательный ролл.

«Часто замечал, как дети, когда приходят, мелочь считают, скидываются по несколько человек. Я решил, чтобы шаурма была доступна для всех, придумать такую акцию. И дети сыты, и мотивация к учебе появляется. Я проверяю оценки, домашнее задание, чтобы заполняли дневник. Скидку делаю, если у них только одна оценка — „пятерка“ или „четверка“, а если у них три хороших оценки накопилось, то бесплатно», — рассказывает Оганнес Оганнисян.

Оганнес смотрит не только на оценки. Он также проверяет, записали ли дети домашнее задание

При этом, по словам владельца заведения, многие школьники не раз пытались обхитрить его. То подсовывали чужие дневники, то сами приписывали себе хорошие оценки, то открывали новую четверть, то давили на жалость или строили глазки. Пришлось учиться «читать» детей. Чтобы у них не получилось обманным путем заполучить шаурму, Оганнес ставит свою подпись под оценками в каждом дневнике. Если сомневается — проверяет электронный дневник.

Чаще всего в кафе захаживают ученики четвертых и пятых классов. Реже, но все же приходят ученики седьмых и восьмых. В среднем заведение посещают около 20 школьников в день. Иногда их число доходит до 30 человек.

Хитрости уже не проходят, Оганнес отчитывает школьников, если те пытаются его обмануть

«Это прямой убыток, если честно. Мы этим занимаемся с начала того года, работали чисто в убыток, никакого плюса не было, сейчас родители детей хотят как-то помочь этой идее, поддержать. Поскольку я прямые деньги не принимаю, они приходят и покупки делают, и у меня автоматически финансы появляются, чтобы эту акцию не прерывать», — делится руководитель заведения общепита.

Неравнодушные стали отправлять Оганнесу деньги, такой поступок смутил руководителя

История получила большой отклик. Пользователи соцсетей начали восторгаться поступком Оганнеса и его команды. Даже отправлять деньги на его банковский счет в знак уважения. Хоть этот поступок руководитель заведения и не одобряет.

«Спасибо герою, хоть он и не спас никого, не совершил подвига, но его незаметное и малое добро принесло много радости людям. Не только тем детям, которых он бесплатно угощал „за пятерки“, но и многим людям, кто узнал эту историю».

«На самом деле, это очень сильно. Был бы я родителем ребенка, который посещает эту шаурмячную, и узнал, как обстоит дело, просто каждый месяц бы заходил скинуть 3 000 рублей. В благодарность и в компенсацию. Понимаю, что делает не ради денег. Но любая затея должна быть оплачена, я считаю. Особенно такие. Думаю, с таким подходом родителей шаурмячная превратилась бы в кафе с хорошими диванчиками для детей, возможно, удобными столами и наличием большого количества канцтоваров. Дети бы самоорганизовались с небольшого пинка и появились бы кружки по интересам, кто физику, кто биологию, кто математику решают. Друг другу бы помогали. Не это ли тот мир, к которому мы стремимся? Вот таким нужно давать премию мира. Удачи ему, в общем».

«Какие молодцы! Сейчас таких людей днем с огнем не найти. У ребят есть стимул учиться!»

«Молодцы, давайте просто порадуемся за детей, а те, кто про вредную еду, можно подумать, что дети дома едят только кашки, супы и компоты, спасибо людям, которые стимулируют детей!»

«Большие молодцы, нам бы возле школы такую шаурмячную. Действительно, ребята смотрят друг на друга и гонятся друг за другом. Так хоть учиться немного интересней им».

«Молодцы ребята! Готова съездить на ЧМЗ, оставить 500 рублей для школьников — пусть учатся на пятерки».

«Классная акция, стимулирующая детишек на результаты. Удачи ребятам и счастья. Теперь только введите полезную шаурму в меню. Из продуктов малокалорийных, но полезных».

Комментариев поддержки в соцсетях довольно-таки много. Некоторые родители вообще дарят ответные подарки. Одна мама в знак благодарности связала тыкву.

«Я очень благодарна за данную акцию, та самая мама школьника, подарившая вязаную тыкву. Благодаря шаурме и доброму отношению к детям, успеваемость улучшилась у одного из моих сыновей, а второй немного завидует, не получается такой „урожай“ хороших оценок собрать, но старший брат с ним делится угощением. Спасибо, что помогаете нашим детям стать лучше!» — пишет в соцсетях мама школьника Ольга.

Подобных случаев в России множество. В 2019 году предприниматель из Астрахани раздавал по субботам и воскресеньям школьникам подарки за отличные отметки. Так, одно яблоко стоило школьнику пять пятерок в дневнике. Другая акция проходит ежегодно в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. В одной сети ресторанов школьникам за первую отличную оценку в новом учебном году дарят блинчик с начинкой на выбор. В Уфе водитель одной из маршруток Дядя Саша (так его прозвали местные жители — прим. редакции) предоставляет бесплатный проезд школьникам, которые получили пятерку, а если четверку — скидку.

Психолог считает, что поощрения в виде еды и денег пагубно влияют на ребенка

В то же время, насколько уместна такая исключительно материальная форма поощрения? Клинический психолог Елена Буркова такой способ вознаграждения не одобряет. По словам специалиста, у ребенка из-за этого могут пострадать такие качества, как целеустремленность, решительность, инициативность, на этом фоне даже вполне может сформироваться вид зависимости.

«В соответствии с теорией оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера, шаурма в данном случае выступает для ребенка, с одной стороны, положительным стимулом, призванным сформировать условный рефлекс: получил хорошую оценку или был послушным — получи шаурму, подарок или что-либо иное, — сообщает Елена Буркова. — Плюсы такого подхода — удовольствие от чувства насыщения, создание стимула для хорошей учебы. Минусы — если стимул в виде шаурмы не является для ребенка значимым, он не будет его мотивировать. При всем при этом может сформироваться условный рефлекс — благодарить себя за старания едой, а это уже путь к РПП (расстройству пищевого поведения).

К тому же происходит подмена ценностей: ребенок учится не из-за осознавания, что ему необходимо хорошо учиться, а ради какого-то поощрения. Соответственно, успеваемость, как и другие действия ребенка, для которых необходима активация воли, будет зависеть от внешних стимулов, а не от внутренней мотивации».

Часть челябинцев с этим, кстати, согласна, отмечая, что задумка-то, в принципе, неплоха, но о воспитании и реальной пользе инициаторы акций «получи за отличные оценки еду, скидку или бесплатный проезд» как-то подзабывают.

«За эти лет 20 в российских семьях зародилась традиция „покупать“ у своих детей хорошие оценки. Ребенку покупают те или иные ништяки за годную успеваемость или напрямую дарят деньги. Соответственно, ребенок учится из ложных стимулов. В перспективе это очень грустное явление.

Если, по каким-то причинам, родители перестанут материально поощрять за оценки, то успеваемость сразу же начнет „хромать на обе ноги“. Потому что, повторюсь, стимулы ложные.

Родители должны внушить своим детям, что они учатся не для мамы с папой, не для учителя, не ради материального поощрения, а только ДЛЯ СЕБЯ, что знания и навыки — это тот единственный капитал, который у них никто никогда не отнимет, что достичь желаемых целей в жизни можно только поэтапным „прохождением“ различных учреждений.

Не подсаживайте своих детей на ложные стимулы. Когда что-то покупается ребенку, он должен понимать, что это из любви, а не награда за учебу. Наши оценки не покупали родители», — приводят доводы родители со стажем.

Как мотивировать ребенка?

Главный вопрос нашей статьи: что нужно делать, чтобы у ребенка появилась мотивация учиться? Вот как считает психолог:

«Нужно создавать ребенку хороший психологический климат в семье, не подменять эмоциональные контакты финансовым поощрением или едой.

Необходимо формировать учебную мотивацию и познавательную активность, рассказывая ребенку интересные энциклопедические факты, характерные для его возраста, побуждать его отыскивать интересующую информацию в интернете, развивающую кругозор, хвалить за положительное отношение к учебе, вовлекать ребенка в совместное времяпрепровождение.

Как правило, ребенок теряет интерес к учебе по причине того, что он еще психологически не дозрел до того, чтобы принять на себя социальную ответственность, и у него преобладает игровая мотивация. Или оттого, что у него может быть нарушение волевого компонента или есть проблемы в семье, конфликтные отношения с учителями, классным коллективом. И поощрение в этом случае может быть слабым, но утешением».

Иными словами, иногда за отличную успеваемость ребенку, в принципе, можно сделать какой-то подарок. Но не надо это превращать в постоянные акции. Тут, правда, зачастую родители начинают разводить руками, не понимая, чем еще замотивировать школьника. Но рецепт одновременно и прост, и сложен: «Ищите, выдумывайте, больше разговаривайте, изучайте новую информацию и применяйте ее на практике. В конце концов, постоянное развитие будет полезным ведь не только ребенку...»