Трамвай желаний

Как челябинский электротранспорт выглядит на фоне парка других городов-миллионников?

Андрей Ткаченко

В этом году в Челябинске появится 50 новеньких трамваев. Пассажиры высказали свои пожелания: вагоны должны быть современными и без кондукторов. Будет ли в Челябинске бесконтактная оплата проезда и как обстоят дела с этим видом транспорта в других городах России?

Из детской песенки:

За окном бушует май,
Мчит по городу трамвай,
Мчит по городу трамвай, посмотри:
Провода поют, поют,
Рельсы вдаль бегут, бегут...

Челябинск

Сегодня на улицы города ежедневно выходит порядка 175 вагонов (всего числится 300), в выходные поменьше. Все трамваи на ручном управлении (без привычных автомобилистам педалей газа и тормоза), производства Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С. М. Кирова (УКВЗ). Практически всему составу свыше 25 лет, «свеженьких» можно посчитать по пальцам: один трамвай 2014 года выпуска и пять родом из 2004-го.

До конца года в Челябинске появится 50 новых трамваев, которые встанут на маршруты № 3, 16 и 22. Горожанам предложили описать, как они представляют идеальный трамвай. Результаты опроса показали: челябинцы хотят, чтобы в транспорте были воздушное отопление вместо подогрева сидений, низкий пол, мягкие сидения, Wi-Fi, желательно зарядка для телефона и не было кондуктора. Скорость трамвая должна составлять 60 км/ч.

Специалисты выслушали мнения и внесли свои коррективы по некоторым пунктам. Относительно скорости — практика показывает, что у нас трамваям нельзя ездить по 60 км/ч практически нигде, поскольку средняя длина перегона — 400 метров (путь от остановки до остановки). Только вагон разгонится, как ему уже пора тормозить.

Утопично на сегодняшний день выглядит и идея с отказом от кондукторов. Директор ООО «ЧелябГЭТ» Александр Павлюченко прямо сказал, что Челябинск пока не готов к этому и в ближайшее время люди с сумками на ремне из салонов точно не исчезнут. Во-первых, это рабочие места и на массовые увольнения пойдет только политический самоубийца. А во-вторых, в тех же маршрутных такси, где деньги принимает водитель, часть пассажиров (особенно в часы пик, когда в ПАЗики набивается уйма людей) старается оплаты проезда избежать. Так что потерю выручки в электротранспорте не допустят. Наоборот, работают над ее увеличением.

«Сейчас мы работаем над тем, чтобы в трамваях можно было оплачивать проезд за безналичный расчет, в настоящий момент ведутся переговоры с банком, чтобы осуществить это в виде эквайринга», — говорит Павлюченко.

Такой трамвай 2014 года выпуска один в Челябинске на маршруте № 3

Питер

Пока челябинцы только воображают, каким должен быть современный транспорт, жители Санкт-Петербурга уже год им пользуются. Выделенная полоса и технический приоритет при проезде перекрестков — когда трамвай к ним приближается, зеленый включается автоматически. Низкий пол вровень с платформой экономит время на остановках, новые рельсы позволяют разогнаться до 60 км/ч, а благодаря телеметрии, которой оборудованы составы, стрелки переводятся автоматически. Так в одном из районов Санкт-Петербурга развивается частная трамвайная сеть; два маршрута перевозят более 1 млн пассажиров в месяц.

Первый в России частный трамвай в Санкт-Петербурге

Кондукторов здесь нет, но есть терминал: если хочешь купить билет за наличные, он стоит в вагоне. Также принимаются к оплате банковские карты, местная транспортная карта и устройства с NFC (смартфон).

Муниципальные трамваи, впрочем, как и кондукторы в них, никуда не делись, но в них обилечивают только за наличные деньги. Сами трамваи примерно ровесники челябинских, а путь в них пройдет примерно как и у нас: здесь уже никаких выделенных линий, приоритетов при движении и высоких скоростей. Для безналичной оплаты проезда стоят специальные устройства — валидаторы. Однако если у кондуктора есть сомнения, то он может проверить своим терминалом, оплачивал тот или иной пассажир проезд или нет.

Екатеринбург

У наших соседей сегодня по городу курсирует 350 трамваев. Большая часть из них — вагоны Tatra (Т-3), которые выпускало предприятие ЧКД Прага с 1960 по 1999 год. Некоторую часть (66 единиц) изготовил екатеринбургский завод АО «Уралтрансмаш» (входит в холдинг «Уралвагонзавод»).

«Принципиально трамваи отличаются способом управления: есть ручное, а есть ножное, — рассказывают специалисты „ЧелябГЭТ“. — Изначально все зависит от того, какие вагоны исторически эксплуатировались в том или ином городе. В Екатеринбурге, например, ножное управление, поэтому они и закупают соответствующие модели, чтоб не переучивать водителей. В некоторых городах есть и такие, и такие».

Трамваи в Екатеринбурге считаются основным транспортом, поэтому и пассажиропоток стабильно высокий, кондукторы работают.

Самара

В Самаре с численностью населения близкой к Челябинску по городу ездит 280 трамваев. Так же, как и в Екатеринбурге, там преобладают вагоны чешского производства. Интересно, что в 1999 году специально для Самары построили два вагона Tatra T3RF. Эта рестайлинговая версия Tatra Т3 стала последней в линейке, после чего завод обанкротился. В настоящее время оба эти вагона ездят в сцепке, поскольку у одного из них треснуло лобовое стекло, а замены для него не было.

Надо отметить, что в 2017 году к чемпионату мира по футболу трамвайный парк Самары обновился. На линию вышли 10 трехсекционных низкопольных вагонов 71-631, известных как КТМ-31, производства УКВЗ. Вместо привычных трех в трамвае шесть дверей, из которых четыре — двустворчатые и две — одностворчатые. Такой трамвай можно было заметить на улицах Челябинска осенью 2014 года, когда он у нас проходил обкатку.

Правда, город тем самым попал в «рельсовую дань» — общая стоимость таких вагонов составила почти один миллиард рублей. При том, что закуплена техника была еще три года назад, рассчитаться за нее власти планируют не раньше, чем до 2022 года.

Трехсекционный низкопольный вагон УКВЗ проходил обкатку в Челябинске.

Пассажиры оплачивают проезд кондуктору, за исключением одного маршрута № 15, на котором работает один вагон. Оплата производится водителю. Стоимость проезда за наличные, по бесконтактным банковским картам и транспортным картам — 28 рублей.

Волгоград

В городе-герое насчитывается 250 трамваев, основной подвижной состав также чешского производства. Многие трамваи Tatra прошли капитальный восстановительный ремонт в Москве и стали называться МТТА-2. Им добавили двери слева, частично заменили электрооборудование и сцепили «хвостами» (сейчас по такому принципу в Челябинске ездят коксохимовские челноки).

Кроме того, часть вагонов МТТА-2 Москва передала городу после масштабного обновления своего парка, которое началось в 2017 году. Во всех вагонах кондукторы присутствуют.

Помимо обычных вагонов в Волгограде есть линия метротрама — скоростного трамвая. 22 станции расположены на одной линии длиной 17 км — из них участок длиной 7 км проложен под землей по стандартам метрополитена. Журнал «Forbes» поставил Волгоградский скоростной трамвай на четвертое место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира.

Скоростной трамвай в Волгограде едет 17 км по прямой: как на земле, так и под ней

Новосибирск

А вот в Новосибирске с населением более 1,6 млн человек работают всего 100 трамваев. В основном это модели Усть-Катавского вагоностроительного завода. Есть пара вагонов, которые делались в Питере, а также несколько заграничных б/у трамваев. В 2015 году в Новосибирск прибыли пять трамваев, пробегавших больше 30 лет по Берлину. Стоимость одного вагона с доставкой и модернизацией — 52 тысячи евро, таким образом, пять подержанных вагонов обошлись городу по цене одного российского (около 20 млн рублей). От кондукторов здесь также никто не отказался.

Этот трамвай 30 лет ездил в Берлине, а потом стал курсировать по Новосибирску. 

Москва

В конце хочется добавить несколько строк про многомиллионную Москву. Как уже было сказано выше, с 2017 года столица обновляет парк новыми трамваями, которые изготавливаются на Тверском вагоностроительном заводе. На сегодняшний день закуплено уже более 200 вагонов. Оплата проезда возможна только по картам или устройству с NFC, за наличные проехать никак не получится. С 1 сентября 2018 года транспорт стали освобождать от турникетов, которые повсеместно устанавливали в начале 2000-х.

«Сейчас, без кондукторов и турникетов, сбор денег за проезд снизился — это точно, однако Москва пока не может точно сказать насколько», — отмечает директор «ЧелябГЭТ».

Вывод

Челябинская трамвайная сеть сегодня, может быть, и не самая современная. Но транспорт ездит по расписанию, охватывает все районы города, а по некоторым улицам (например, Проспект Победы от Теплотехнического института до Чичерина или Цвиллинга/Кирова) может промчать быстрее автомобилей — пока те стоят в пробках, он движется беспрепятственно. Поэтому и пассажир у трамвая стабильный, можно сказать, даже преданный. А уж когда появятся желанные горожанами новые низкопольные вагоны с мягкими сидениями, Wi-Fi, зарядками для телефона... впрочем, не будем загадывать. Вначале дождемся, когда такой транспорт встанет на рельсы нашего города. И, надеемся, ждать придется не как в известной поговорке.