Крепость на колесах

Как челябинским водителям обезопасить свою машину от угона?

Андрей Ткаченко

По челябинским дорогам сегодня колесят порядка полумиллиона автомобилей. Это данные ГИБДД. Легковушки и внедорожники, иномарки и отечественные, дорогие и не очень — на любую может пасть выбор не только покупателей, но и злоумышленников. Сколько машин угоняют, как не стать жертвой угонщика и сколько стоит надежно защитить свое транспортное средство — в материале «Челябинского обзора».

На парковке крупнейшего в Челябинске ТРК пропал дорогущий автомобиль. Роскошный черный внедорожник Porsche Cayenne злоумышленники увели прямо посреди бела дня, когда хозяйка ходила по магазинам. Как авто могло пропасть прямо под камерами, до сих пор неясно. И сразу вызывает вопросы — можно ли вообще автолюбителю обезопасить себя и своего металлического «питомца»?

«В первом полугодии 2019 года регистрация краж и угонов транспортных средств, а также раскрываемость данного вида преступлений осталась примерно на том же уровне в сравнении с показателями прошлого года», — комментируют ситуацию в УМВД по Челябинску. Точных цифр не называют — говорят, секретная информация. По данным полиции, автоворишки в Челябинске предпочитают не иномарки, а отечественные автомобили (опять же, без конкретики). Машины, которые стоят очень дорого, редко угоняют — они слишком приметные, да и покупателя найти будет тяжело. (Но вот Cayenne взял да приглянулся. Редко, но метко).

Более охотно на эту тему высказываются представители страховых компаний — ведь, высчитывая тариф, они обращаются к статистике угоняемости. «Тут надо разделить: в Уголовном кодексе есть статья „Кража“ и статья „Угон“. Под угоном понимается неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. Когда взяли „покататься“, или для совершения другого преступления. В этом случае это, действительно, как правило, старые отечественные автомобили. А крадут в основном иномарки — джипы японского производства Toyota, Lexus. Они пользуются большим спросом в Казахстане. Это, как правило, машины дороже 3 млн рублей», — рассказывает первый заместитель гендиректора одной из страховых компаний Челябинска Алексей Любавин. Заодно разъясняет, как обстоят дела на рынке страхования. Цифры поражают: охват в России таким страхованием — 5 %. В Европе, для сравнения — 70 %.

Вероятно, отпугивает высокая стоимость (ну и наверняка, уверенность в том, что меня-то угон не коснется). «Обычно КАСКО — это комбинированное страхование от основных рисков. Не только от угона, но и ДТП, и от стихийного бедствия, и всего на свете, — добавляет Алексей. — Страховки от угона отдельно тоже существуют. Тариф там, конечно, ниже, чем по полной страховке, но выше, чем чисто доля по угону (в пакете КАСКО — прим. редакции). Потому что всегда есть риск, что эту страховку может купить человек, который собирается потом инсценировать угон. Есть дешевые страховки, которые идут не по полному пакету, например, а только от угона и полного уничтожения автомобиля в ДТП — они составляют примерно 1,5–2 % от стоимости автомобиля. В этом случае небольшие повреждения, полученные в ДТП, не покрываются».

Две причины, по которым можно отказать в страховке: страховая история человека либо если что-то «нечисто» в истории автомобиля — он с перебитыми номерами или он уже побывал в розыске, например, отмечает специалист.

Интересуемся: а если взять, к примеру, старую разваленную «копейку», но с безупречным прошлым?

— Как правило, страховые компании не берут такие машины. Потому что если говорить о полном пакете КАСКО, то необходимо ремонтировать автомобиль. А восстанавливать такие авто тяжело — они старые, нужно искать запчасти, детали. Это экономически невыгодно самому владельцу. Обычно компании работают с машинами до 10 лет, — добавляет специалист.

А с годами потребность водителей в таком виде страховки растет?

— Если на рынке продаж новых автомобилей происходит «проседание», то и рынок КАСКО сокращается. Если идет бум продаж, то и рынок КАСКО увеличивается. В этом году, насколько мне известно, проседания нет. Сейчас популярны отечественные авто: Lada Vesta, Lada XRay, а также Kia, Hyundai — то есть массовый сегмент.

Хорошая защита стоит дорого

И все-таки, как защитить свой автомобиль, чтобы компенсация по полису не пригодилась вовсе? Самая банальная автосигнализация не факт что спасет от угона, зато наверняка перепугает всех соседей и голубей вокруг, разразившись пронзительным воплем от удара грома.

«Для того чтобы хорошо защитить автомобиль от угона, нужно применять комплекс мер. Что сюда входит: надежная GSM-сигнализация с автономным питанием, которая будет работать даже в случае отключения клеммы аккумулятора; также какое-то механическое средство, которое будет работать независимо от электронной части; ряд электронных блокировок, — рассказал директор челябинской компании, специализирующейся на противоугонных системах Александр Москвин. — Когда весь комплекс установлен в автомобиль, тогда можно добиться максимального эффекта по защите своего транспортного средства».

Сейчас практически все сигнализации оборудованы иммобилайзером, поясняет Александр. Это такое электронное блокирующее устройство. Пользователю не нужно, как раньше, использовать два-три разных средства защиты, и устанавливать его отдельно от сигнализации.

«На каждый автомобиль подбирается индивидуальный комплекс средств защиты. В среднем, хороший и надежный охранный комплекс по стоимости начинается от 70 тысяч рублей — это на менее угоняемые машины. Чтобы защитить авто премиум-сегмента — Toyota Land Cruiser, Lexus — стоимость системы начинается от 100 тысяч рублей», — добавляет специалист.

Привлекательна для автоворов не только сама машина, но и ее отдельные детали

Несмотря на все меры предосторожности, водителю никогда не стоит терять бдительность — даже находясь в паре метров от авто. Нельзя оставлять ключи в замке зажигания и автомобиль открытым, даже если покидаете его буквально на пару минут. Также злоумышленников может привлечь все, что лежит в салоне машины. Если вещь не покажется грабителю ценной — все равно можно поплатиться разбитым стеклом.

И даже сильно бдительный водитель может стать жертвой злоумышленников. Ведь часто автоворы не угоняют авто, а «раздевают» их: снимают фары, зеркала, колеса. В общем, растаскивают неприступный изнутри объект по частям.

«В случае совершения преступления необходимо незамедлительно обратиться в полицию по телефону 02 или непосредственно в дежурную часть районного Отдела полиции, на территории которого совершено преступление, — еще раз напоминают в УМВД по Челябинску. — После поступления сообщения об угоне транспортного средства полицейскими вводится план „Перехват“, выставляются дополнительные посты ДПС, информация о совершенном преступлении передается всем наружным нарядам. Поэтому чем раньше вы обратитесь в полицию с заявлением о совершенном преступлении, тем больше вероятности раскрыть данное преступление по горячим следам и вернуть свой автомобиль».