Импортоопережение и медиапонижение

Как Челябинск выбивается в передовики России по запуску производств, но это затмевается местечковой шелухой

PxHere

Давайте сразу на берегу. Этот текст не про введение цензуры и попрание свободы слова. И уж тем более не осуждение коллег по цеху. И не призывы закрывать одни СМИ в угоду другим (потребитель сам разберется, что ему интереснее читать/смотреть/слушать). Напротив, здорово, что есть уймища альтернатив условной «кнопке на Первом канале». Но есть вещи, от которых я, мягко говоря, недоумеваю...

Это было недавно, это было давно. Вспоминаю начало двухтысячных, когда областью руководил Петр Сумин. Интернет-СМИ можно было пересчитать по пальцам, а я делал первые шаги в медиапоприще практикантом на местном филиале федерального телеканала. Тогда маховик кардинальной смены медиапотребления еще даже не вошел в стадию холостых оборотов. Мобильные телефоны с мизерным монохромным экраном помимо звонков и смс могли развлечь обладателя лишь встроенной «змейкой». Интернет считался помегабайтно (про скорость передачи я даже не заикаюсь); был доступен лишь с компьютера, при этом сайты выглядели как статичные текстовые страницы. Какой там YouTube, какие соцсети?

Само собой, что и газеты, сайты, телеканалы все еще по инерции со времен СССР населением воспринимались «четвертой властью». Про «погоню за трафиком» никто даже и слыхом не слыхивал, и СМИ, в общем-то, выполняли вполне мне импонирующую функцию — социальную.

2008 год, съемки про незаконную вырубку возле одного из поселков Челябинской области Фото: из личного архива автора

Говорю об этом не для красного словца. Однажды снимал репортаж про проблемы с незаконной вырубкой леса неподалеку от одного из поселков Челябинской области. После чего на заседании в региональном правительстве Сумин прописал лещей местному главе, а я, недалеко тогда ушедший от подростка, возгордился: ну ничего себе, мой сюжет смотрел сам губернатор, мой материал не ушел в пустоту, а помог людям. Помню и ежедневные звонки на телеканал от зрителей:

  • У нас отопление во всем районе отключили, помогите.
  • У нас канализацию прорвало.
  • А нам положенную квартиру не дают.
  • А у нас во дворе рядом с жилым домом пытаются впихнуть автомагазин на 3 этажа.

Некоторым звонившим мы советовали заявить, например, в полицию или прокуратуру. Но они недоумевали: «Зачем? Мы же к вам обратились». Чувствуете? Новости для зрителей — не просто контент, это — решатель. Так мы годами и помогали друг другу. Зрители, благодаря нашим запросам, решали вопросы, а мы получали кучу новых информповодов. И казалось, конца и края этому не будет. Однако потом интернет стал не только быстрым, но и интересным...

С развитием технологий не поспоришь, поэтому приходится просто констатировать: сегодняшний потребитель медиа — словно ребенок, оказавшийся в магазине сладостей с безлимитной банковской картой. Мы перестали скучать! Контент гигабайтами сыпется обильнее дождей этим дурацким летом (которое, хоть на дворе и середина июля, только-только началось). Поэтому современный читатель действует инстинктивно и эмоционально. У него нет времени разбираться, классно написан текст или нет. Только сел читать статью — пропищал мессенджер — друг прислал ролик — отвлекся на видео — начал смотреть — пришло push-уведомление — отвлекся на информацию о распродаже в сетевом магазине — прилетело уведомление «новое сообщение в telegram-канале» — отвлекся на чтение новости... ну и так далее.

Потребитель медиа сегодня - словно ребенок в магазине сладостей с безлимитной картой

«Киберсреда сегодня определяет вопросы управления и самоуправления в обществе. Информационная политика может быть ориентирована на хайп. Это создает информационный шум, люди перестают воспринимать действительно важные вещи, они теряются в этом бессмысленном потоке. Сегодня тем, кто работает с информацией, важно спрашивать себя: „Мы доносим полезный сигнал или пытаемся собрать большие охваты?“ Сейчас стало много развлекательного контента, а людям не хватает контента содержательного», — подтверждает мои слова выпускник программы «Мастерская новых медиа» Иван Милованов.

Само собой, началось это не сегодня и не вчера. Медиа словно по щелчку переключились с функции информирования (с этой задачей неплохо справляются те же поисковики) на развлечение. Отсюда и смена парадигмы. Не читатель идет к СМИ, а СМИ бегут за читателем. Мало сделать хороший материал, надо еще попасть в аудиторию и ее удержать. К тому же текст в онлайне — не просто текст. Это еще интерфейс, визуализация, навигация. Поэтому конкуренты «Челябинского обзора» — это даже не другие СМИ; это фильмы, музыка, компьютерные игры, мобильные приложения, социальные сети.

Вы думаете, откуда взялись все эти новости из разряда «сбил, зарезал, изнасиловал»? Да все оттуда же — желание вывести читателя на эмоцию. Отсюда и зашкаливающий трафик на «чернухе». И до определенного момента эта модель работала. Работает и сейчас. Но.

Я не первый год недоумеваю. Зачем такое количество «жести»? Трафик получить? Ок. Однако в погоне за ним мы, похоже, забыли про то, что вся цифровая среда — управляемая. Влияет на человека любой контент. В том числе и тот, который создают медийщики. Вопрос в том, кто и в каких целях его производит...

Мировые события, начиная с февраля этого года, перетряхнули общественность с ног до головы. Еще в марте я констатировал риторику американских чиновников: нужно всеми силами изолировать Россию, максимально затруднить жизнь страны и всех людей, проживающих в ней. Писал про то, что в целом нашу страну пытаются уничтожить всеми возможными санкциями. Сейчас можно уверенно говорить, что попытка организовать торговую блокаду России успешно провалилась: товары в страну поступают, с середины мая заработал параллельный импорт. Кроме того, с новыми силами после 2014 года в повестке вспыхнула тема импортозамещения. И без лишней скромности, Челябинск в этом плане — красавец!

И таких информповодов сейчас великое множество. Что ни день, то новые успехи. Честно? Я просто кайфую. Я горд. Мне нравится, что наш город способен в короткий промежуток времени покрыть потребности всей России. Могут ли мое ликование разделить и другие челябинцы? Наверное, могут. Вот только вся важность исторического момента, похоже, просто проходит мимо нас. Потому что и впрямь крутые публикации сметаются начисто информационной дрянью, тонут в криминальном мусоре, засыпаются сверху скандальной шелухой.

Вот несколько новостей, оказавшихся в топе (по данным на 8 июля)

Убийство, останки, минирование. И где-е-е-е-е-то внизу топа новостей — материал о том, что в Челябинске в 2023 году запустят уникальное в масштабах всей страны серийное производство быстрых электрозаправочных станций (в России такое оборудование больше нигде не выпускают). И мне искренне непонятно, неужели СМИ с собственной же подачи перешли в категорию «Средства мусорной информации»? Где социальная роль?

Вот давайте поразмышляем. Президент Владимир Путин и губернатор Алексей Текслер говорят про развитие внутреннего туризма. Это задача всей страны. Так, в частности, нашему региону из федерального бюджета выделили 540 миллионов рублей на поддержку инфраструктурных проектов.

«Челябинская область занимает 14-ю позицию в Национальном туристическом рейтинге, опережая в том числе некоторые регионы с сильными туристическими брендами. Экспертный совет рейтинга высоко оценил наши показатели по количеству мест в гостиницах и санаториях, турпотоку, доходам туриндустрии и информационному продвижению», — говорит Алексей Текслер.

Губернаторы Челябинской, Тюменской и Курганской областей заключили соглашение о сотрудничестве в целях развития внутреннего туризма 

А вот теперь представим себя саратовцами, или ижевчанами, да любыми жителями страны, кроме южноуральцев. Вот я, например, в Волгограде живу. Собрался в отпуск. Туроператор подкидывает вариант отдохнуть в Челябинской области: край 3 000 озер, горы, обалденная природа, возможность посмотреть на метеорит и т. д. Тем более в стране сейчас активно развиваются внутренние авиаперевозки (минуя Москву), рейсы субсидируют, а значит, перелет обойдется дешевле. А я ничего про этот город не знаю, в энциклопедиях копаться не хочу (мы же помним про современного читателя, который контент потребляет за секунды), лезу в «Яндекс новости» посмотреть — чего вообще в городе происходит. А там...(ну я уже выше описал, какую картину нашего города создают медийщики). Какая первая реакция? Покрыть непечатным словцом туроператора, мол, «ты чего мне подсовываешь». И все. Все усилия по созданию инфраструктуры, многомиллионные вливания, разработки туристических маршрутов — все сходит на нет благодаря имиджу региона, который создаем мы же сами. Зачем? Чтобы потом позлорадствовать? Так чьими стараниями-то? Стоит ли поднимать вопрос о том, какое отношение к городу и региону формируется у тех, кто живет здесь и потребляет эту «чернуху» ежедневно? И у меня вновь в голове не смолкает: «Зачем»?

Здесь важно сделать акцент на том, что негативных новостей, как ни крути, не избежать. Но одно дело, например, Магнитогорская трагедия, которая сплотила регион в сопереживании погибшим в результате взрыва дома под Новый год. А как с замиранием сердца следили за судьбой уцелевшего под обломками 11-ти месячного Вани Фокина? А теперь подумайте: стоит ли хоть сотой части внимания сообщение о том, как «южноуральцу во время уличной драки проломили череп»?

Поэтому я, дорогие читатели, обращаюсь именно к вам — открывая каждый раз то или иное СМИ, подумайте: «А зачем я вообще это просматриваю, что мне с того?» Принесет ли вам негативный контент какую-то пользу или удовлетворение? А если нет, то к чему тогда тратить на это время, попутно подкармливая любителей вызвать хайп?

Наш регион вместе со всей страной сейчас без преуменьшения пишут страницы новой истории. За каждой из них стоят люди: трудолюбивые, искренние, самоотверженные. Более того, губернатор Алексей Текслер повышает планку и дает зеленый свет всем инноваторам, предлагая даже не сосредоточиться на импортозамещении, а сделать рывок на импортоопережение. Так что нетленка Твардовского «Урал — опорный край державы» может заиграть красками и в нынешние годы.

Или не заиграет, потому что горожанам вместо этого подсунут очередной «блокбастер» про то, как «водитель-бесправник вылетел с дороги в бетонный столб, а другой водитель при движении задним ходом сбил велосипедистку»...